Гармоничный интерьер храма

Совсем недавно у нас был праздник - день основания мастерской «Палехский Иконостас». Радостная дата – повод оглянуться назад, вспомнить о свершениях, поблагодарить Бога за достигнутое.
Годы работы несли с собой опыт, возрастание творческих и технических возможностей. Если в девяностые годы прошлого века художники «Палехского Иконостаса» работали лишь над созданием икон и иконостасов, то теперь они выполняют настенные росписи, изготавливают киоты, а главное – полностью берут на себя проектирование и выполнение храмового интерьера. Собственная проектная мастерская разрабатывает гармоничный внутренний облик храма, начиная от алтарной преграды, икон и росписей и заканчивая паникадилом, светильниками, материалом и рисунком полов. Безусловно, сюда входят и престол, жертвенник, аналои, стасидии – вся церковная мебель. Заказы на работы, которые не выполняют специалисты мастерской (например, литье металлических предметов), размещаются у подрядчиков – причем эскизы этих изделий до мельчайших деталей прорабатывают художники «Палехского Иконостаса».
В настоящий момент в штате предприятия сто пятьдесят квалифицированных мастеров: иконописцы и позолотчики, столяры-краснодеревщики и левкасчики. Все работы «Палехского Иконостаса» выполняются в русле церковной традиции. Используются только натуральные материалы: яичная темпера, сусальное золото, дерево. Каждая деталь резьбы выполняется мастерами вручную. Это не препятствует выполнять масштабные работы в сжатые сроки, причем при необходимости изделия транспортируются на далекие расстояния – от мастерской до храма-заказчика.
Примером тому стала работа по созданию внутреннего убранства храма-памятника во имя Всех Святых в Минске. Уже совершаются богослужения в нижней церкви – Иоанно-Предтеченском приделе, палехские мастера трудятся над верхним храмом.
Храм Всех Святых имеет немалое значение не только для Белоруссии, но и для России. Он посвящен памяти невинных жертв, пострадавших во спасение Отечества. В крипте собора погребены останки безымянных солдат трех войн. Убранство этой церкви должно быть особым, торжественным, и в то же время – чуждым излишеств. Для изготовления иконостаса было выбрано красное дерево, деликатно оттененное позолоченными деталями. На таком фоне особенно ярко сияют золотом иконы – свет словно изливается из них, как из окон Горнего мира. Работа с красным деревом требует от мастеров особого искусства – ведь оно намного тверже, чем сосна и липа, из которых чаще всего делают алтарные преграды. Все элементы иконостаса были выполнены в производственных цехах Мастерской в Палехе, а затем доставлены на место и собраны. Там же, в Палехе, изготовили всю мебель для минского храма.
Пока одни иконописцы трудились в родном городе над образами для алтарной преграды и киотов, другие уже расписывали стены самого храма в столице Белоруссии. Роспись Предтеченского придела посвящена житию Крестителя Господня, сюжеты которого по-особому воспринимаются в храме, посвященном памяти невинных жертв. Ведь среди этих сюжетов – и убиение отца святого Иоанна – священника Захарии, и Усекновение главы самого Предтечи. Эти росписи ассоциативно напоминают о других печальных событиях – уже недалекого от нас времени.
Мягкая золотистая гамма росписей гармонично сочетается с теплым деревом иконостаса, писаные узоры кажутся объемными и перекликаются с причудливой резьбой, созданной кропотливым трудом палехских мастеров.
Стоит рассказать и о других работах мастерской «Палехский Иконостас». Вот интерьер Казанского храма Богородице-Рождественского монастыря города Москвы. Белоснежный иконостас на фоне достаточно темных старинных росписей – необычное решение, дарящее ощущение неожиданной легкости и, в то же время, торжественности. Словно Нетварный свет Царствия Небесного льется на нас из алтаря через белизну алтарной преграды.
А вот иконостас храма прп. Софии Слуцкой села Дудутки – пример того, как в небольшом помещении, не имеющем даже необходимой для церковного здания формы, можно создать полноценное храмовое пространство. Светлый одноярусный иконостас с небольшим арочным возвышением над царскими вратами необычно заворачивает с боков, охватывая собой помещение и зрительно увеличивая его. Почти белый потолок с пастельными узорами дарит ощущение воздушности, повторяя в себе основные тона иконостаса в более размытом, светлом варианте. Пол, выложенный плиткой охристых и земляных цветов, дает интерьеру необходимый контраст и напоминает нам о различии дольнего и горнего, земного и небесного.
Интерьер храма прп. Сергия Радонежского в пос. Кратово, созданный мастерской «Палехский Иконостас», еще раз наглядно показывает, как умело разработанная композиция внутреннего убранства может органично вписаться в архитектуру, создать атмосферу молитвенной сосредоточенности, зрительно расширить пространство. Плавный переход росписи со стен на потолки сглаживает углы, концентрические круги создают иллюзию венчающего помещение свода. Пастельные тона росписей создают ощущение света и легкости, а темное дерево иконостаса и киотов оттеняет золото образов. Основной пояс росписей, выполненных, как и иконы, в стиле XVI столетия, проходит по стенам, большая же часть свода тонирована в разные оттенки небесно-голубого цвета, что позволяет избежать перегруженности композиции.
Пятнадцать лет работы – багаж, позволяющий с уверенностью и упованием на помощь Божию смотреть в будущее. Мастера «Палехского Иконостаса» никогда не повторяются, они творчески подходят к каждой работе, создавая законченные и благолепные интерьеры православных храмов, которых, надеемся, будет еще немало.


Алина Сергейчук Журнал «Благоукраситель» №31, 2011 г.