Иконостас в византийском стиле из дерева

Мастерская "Палехский иконостас" хорошо знакома читателям нашего журнала. В прошлом году мы побывали в гостях у гостеприимных палешан, увидели, как они работают, познакомились с историей и современностью этого уникального центра русской иконописи. Сегодня мы беседуем с руководителем мастерской, Анатолием Владимировичем Влезько, об одной из ее последних работ – убранстве храма во имя мученика Иоанна Воина.

– Чем для вас интересна работа над интерьером храма Иоанна Воина в Жадовском мужском монастыре Ульяновской области?

– Храм во имя святого мученика Иоанна Воина – крестильный. Когда нас пригласили поработать с ним, мы увидели, что архитектура здания отличается от классической: потолок плоский, не имеет традиционных арочных сводов. По центру – трапециевидный свод, переходящий в барабан. Такое строение не слишком благоприятно для создания церковного интерьера. Обычно храм устремлен ввысь, а здесь мы видим горизонтальное расположение, в которое трудно гармонично «вписать» иконостас, фрески… Так что эта церковь была для нас своеобразным вызовом.

 

– Вы благоукрашали храм полностью? Какой исторический стиль взяли за основу?

– К нашему приходу уже были смонтированы полы и крестообразная купель. Иконостас же, росписи, светильники, киоты, мебель выполнили мы. Благодаря тому, что мы полностью задумали концепцию интерьера, каждый элемент, будь то киот, иконостас, образ или светильник, дополняет другие, и вместе они составляют гармоничное целое.

Учитывая предназначение и архитектуру храма, мы предложили установить в нем одноярусный иконостас в византийском стиле. Иконы – довольно крупные для небольшого пространства, поясные. Двунадесятые праздники были написаны на стенах по периметру храма. Вместе с иконостасом и росписью было задумано и центральное паникадило в форме коптского креста. В него мы вставили красные лампадки, дарящие ощущение пасхальной радости.

 

– Византийский иконостас – это мрамор. Вы же, насколько я знаю, работаете с деревом?..

– Иконостас выполнен из дерева и выкрашен в цвет белого мрамора. Элементы декора имитируют розоватый мрамор. Их цветовая гамма гармонирует с росписями. Эта находка понравилась заказчику. Кстати, такое решение интересно и с экономической точки зрения. Стоимость мраморного иконостаса в два­три раза выше, чем цена иконостаса из дерева. Работа по камню очень дорогая, да и сам материал тоже. К тому же деревянный иконостас имеет меньший вес, нежели выполненный из камня, а значит, дает меньшую нагрузку на фундамент. Так что дерево, декорированное под мрамор, позволяет создать церковное убранство в византийском стиле там, где использование камня по каким­либо причинам затруднено.

 

– Как рождалась программа стенописи храма?

– Задумывая образный ряд росписи, мы думали о том, что хотелось бы сказать человеку, стоящему перед купелью, готовящемуся приступить к величайшему в своей жизни таинству. Мы хотели поддержать его, рассказать ему о величии Православной Церкви, ее святости, ее истории. В росписях представлен весь цикл двунадесятых праздников, напоминающих нам о земном пути Спасителя, в трапециях свода – образы евангелистов, в куполе – лик Христа. Это соответствует традиции построения программы росписи православного храма. Ключевая форма в интерьере – образ креста: это и крестообразная купель, и большой крест, венчающий собой иконостас, и светильник, выполненный в форме креста. Все это напоминает о жертве Спасителя. Распятие установлено на фоне овала, символизирующего пасхальное яйцо – знак Воскресения, к которому ведет Крест. Этот овал заполнен виноградной лозой с двенадцатью позолоченными резными гроздьями, которые символизируют двенадцать апостолов и слова Господа: «Я – лоза, вы же – ветви». Элементы декора, иконы, фигуры, написанные на стенах – крупные, не измельченные, что помогает создать ощущение монументальности и торжественности, невзирая на небольшой размер самого храма.

 

– Колористика стенописи довольно насыщенная…

– Византийский стиль вообще достаточно яркий, цвета глубокие: пронзительный синий фон, широкая цветовая палитра – все это говорит о полноте жизни. Мы работали акриловыми красками. Хочу отметить, что все цвета «живые», нанесенные лессировками по охристой подкладке. Это прием создает мерцание, объем, игру цвета и света.

 

– Много ли времени потребовалось на выполнение этого проекта?

– Мы выполнили эту работу в сжатые сроки. На росписи, изготовление светильников и на создание иконостаса ушло чуть более четырех месяцев. Начали работу в декабре, а уже 2 мая храм был освящен, и сейчас в этой церкви совершаются богослужения. Но работа над интерьером продолжается. Вокруг окон планируется расположить киоты арочной формы, с точеными колоннами под стать иконостасу. На горнем месте в алтаре перед окном будет установлен запрестольный киот с витражной иконой. В западной части храма разместятся лавки и столики для пеленания младенцев. Все это позволит создать цельный, гармоничный, законченный образ храма.

 

– «Палехский иконостас» вышел за пределы своего названия: создает не только иконостасы и не только в палехском стиле…

– Создание всего убранства одним подрядчиком становится все более востребованным. Заказчику удобно вести дела с одним подрядчиком, быть уверенным, что интерьер решен грамотно, в едином ключе. Получается цельно. При необходимости мы выступаем в роли подрядчика по созданию всего интерьера храма. Разрабатываем концепцию церковного убранства, выполняем эскизы. Своей мастерской выполняем настенные росписи, пишем иконы, создаем иконостас, киоты, престолы и прочие элементы интерьера из дерева. А для изготовления по нашим эскизам светильников, подсвечников, ограждений солеи и хоров, винтовых лестниц, витражей и мозаики привлекаем партнеров, в высоком качестве работы которых мы уверены. Так и в случае с храмом в Жадовском монастыре по нашим эскизам были выполнены центральное паникадило, бра и светильники в алтаре и притворе.

 

– Насколько я знаю, «Палехский иконостас» выполняет и отдельные работы?

– Мы предпочитаем подходить к церковному интерьеру в комплексе, но беремся и отдельно за выполнение настенных росписей, написание икон для уже существующих иконостасов и киотов и наоборот. Изготавливаем иконостасы или киоты в содружестве с другими мастерскими, которые пишут иконы. И это тоже интересно, потому что дает возможность к сотворчеству.

 

– Над чем трудитесь сейчас?

– В настоящее время у нас в работе иконостасы для храмов в Казани, Тольятти, Иркутске, п. Новобуреевский в Амурской области. Для некоторых из этих церквей мы будем делать интерьеры в комплексе.

 

– В этом году мастерская отметила свое восемнадцатилетие, по человеческим меркам – достигла совершеннолетия. Можно ли подвести некоторые итоги?

– Мы продолжаем развиваться и совершенствоваться в выбранном направлении – церковном искусстве. Каждый проект – это всегда новая задача, которую мы ставим перед собой и которую нам интересно решать. Мы можем справиться с любым стилем. В мастерской накоплен большой опыт по созданию интерьеров и иконостасов различных направлений. А производственная и технологическая базы позволяют реализовывать проекты качественно и в сжатые сроки. Наши художники пишут во всех канонических стилях православной иконописи. В этом есть и историческая преемственность: мы уже рассказывали о самой крупной иконописной мастерской дореволюционного Палеха – мастерской Сафонова. Так вот, о его художниках говорили, что они могли «потрафить на любой вкус». Так происходит и сегодня. Отрадно, что в последнее время все чаще к нам в мастерскую приезжают заказчики. Это позволяет им познакомиться с нашими возможностями, увидеть выгодное соотношение цены и качества, убедиться в надежности выбранного подрядчика, а также участвовать в творческом процессе.

Беседовала Алина Сергейчук. Издательство "ORTOX Русиздат" Журнал «Благоукраситель» № 45, 2014 г.