Как рождается иконостас

Репортаж из мастерской «Палехский иконостас». Подготовлено ortox.ru
«Мы приглашаем всех, кто задумывается о благоустройстве храма, – рассказывает руководитель мастерской «Палехский иконостас» Анатолий Владимирович Влезько. – Чтобы обустроить церковь, важно знать, как создается ее убранство, из чего складывается цена, сколько времени занимает работа, как достигается качество. Один батюшка так и сказал: «Признаться, меня пугала цена иконостаса. Но когда я побывал у вас, увидел, сколько народу работает, какой это труд, то понял, что иначе и быть не может».

«Палехский иконостас» – фактически градообразующее предприятие поселка Палех. Здесь работает более четырехсот человек: художники, позолотчики, резчики, столяры, сметчики и многие другие. Мастерская одновременно создает несколько иконостасов, а стены храмов, где они будут установлены, в это время уже расписывают выездные бригады художников. Иконостасы, созданные на предприятии, доставляют собственным транспортом и монтируют на месте: конструкторами «Палехского иконостаса» разработана технология, позволяющая собирать устойчивый и прочный иконостас из достаточно небольших деталей. Благодаря этому палехские иконостасы украсили храмы по всей России и за рубежом.
Иконостас не требует отдельного каркаса – каркасом является само его «тело». Собранный из деталей иконостас не надо крепить к какой-то раме или ферме – он устойчив. Это сокращает сроки монтажа и позволяет избежать грязи и пыли при установке. Такой метод работы требует безукоризненной точности предварительных обмеров и расчетов, которую и обеспечивают специалисты «Палехского иконостаса».

Ходя по цехам, где создают «тело» иконостаса и деревянную утварь, отмечаешь скрупулезный подход к труду: кругом чистота, качественное оборудование (в основном итальянского производства). Каждую деталь подписывают именем мастера, нумеруют соответственно месту, которое она займет. Благодаря такой четкости монтаж иконостаса на объекте занимает 3–4 дня.
Первый иконостас предприятие выполнило 17 лет назад – по заказу режиссера Никиты Михалкова. Анатолия Влезько и Юрия Федорова ему порекомендовали как художников, способных выполнить достойный иконостас.
Работа начиналась в собственном доме Влезько: там расположились и иконописная мастерская, и первый цех деревообработки. Сегодня поверить в это не так легко. Предприятию принадлежат два производственных ангара с четырьмя цехами, а также четырехэтажное здание, где разместились обширные иконописная, позолотная и резная мастерские, кабинеты архитекторов, инженеров, художников по эскизам, сметчиков…

С первых дней работы «Палехского иконостаса» работает его старейший сотрудник – токарь Евгений Васильевич Молчанов. На предприятии трудится и его внук. В «Палехском иконостасе» много династий.
Руководитель мастерской, Анатолий Владимирович Влезько, связан с иконописью корнями предков. Его прадед был иконописцем в мастерской крупнейшего палехского владельца – Сафонова. Отец – художник-миниатюрист. Главный художник мастерской, Наталья Владимировна Влезько, приехала в Палехское художественное училище в пятнадцать лет и осталась здесь на всю жизнь.

Работа над иконостасом начинается с распилки бревен. Обеспечить безупречное качество позволяет то, что все этапы работы выполнены на собственном предприятии. Липу для резьбы и иконных досок привозят из Нижегородской области, сосну для основы иконостаса заготавливают неподалеку от Палеха. Создают иконостасы и из древесины ценных пород: красного дерева, бука, а иконные доски – из кедра.
Заботе о качестве подчинено все: например, древесина проходит просушку в специальной сушильной камере итальянского производства, работающей в щадящем режиме. Это гарантирует надежность: дерево не «поведет», оно не растрескается и не покоробится. Фанеру и искусственные материалы «Палехский иконостас» принципиально не применяет.
Пока дерево для будущего иконостаса находится в обработке, специалисты создают проект алтарной преграды. По чертежам архитектора с помощью компьютерной программы выполняется трехмерный проект, в котором до тонкости проработана каждая деталь. Делается спецификация всех уникальных деталей с обмерами каждой из них.

Кстати, мастерская создает не только иконостасы: многие приходы заказывают церковное убранство полностью. Тогда проект учитывает каждый предмет храмовой утвари: его расположение, размер, художественное оформление, технику изготовления. Одновременно разрабатывается система росписи храма. Так рождаются гармоничные церковные интерьеры, где все, от иконостаса до стасидии, от облачения престола до свечного ящика, составляет единую картину, продуманную и воплощенную в жизнь опытными мастерами. Таким образом было создано убранство верх-него и нижнего храмов собора во имя Всех святых г. Минска.
Каждая деталь резьбы проходит несколько этапов создания: по чертежу создается эскиз, руководствуясь которым мастер создает модель из пластилина. Затем выполняется образец из пластика, по которому специальный станок вытачивает необходимое число заготовок. Применение такого оборудования позволяет значительно ускорить и удешевить процесс. Наконец заготовка попадает в руки резчику, который вручную придает ей изящество и гладкость, виртуозную тонкость и точность узора. Затем следует окраска в особой камере, исключающей попадание пыли и грязи и обеспечивающей безупречную стойкость покрытия.
И вот – деталь в руках позолотчика, который наносит на ее поверхность тончайшие листочки сусального золота. Поверхность подготавливают с помощью безусадочных полиэфирных лаков. Их использование в десять раз ускоряет процесс золочения, главное же – позолоченная таким образом поверхность не теряет своего блеска. В старину в качестве подложки под золото, не позволяющей ему впитаться в дерево и исчезнуть в нем, использовался левкас. Но чтобы выполнить золочение на левкас качественно, надо ожидать полного высыхания каждого из многочисленных слоев. Сегодня это нередко упускается – в итоге непросохшие слои левкаса со временем дают усадку и позолота теряет блеск. Технология, применяемая мастерами «Палехского иконостаса», позволяет сэкономить время и при этом получить безупречную глянцевую поверхность, сияющую свежестью золота и годы спустя.

Особый цех занят созданием иконных досок. Доска грунтуется, затем на нее наклеивают льняную ткань – паволоку, на которую наносится до пятнадцати слоев рыбьего клея – левкаса. Нанесенный левкас шлифуют до достижения необходимой гладкости. (Кстати, иконные доски у «Палехского иконостаса» закупают многие мастерские из разных концов России, в т.ч. и из Москвы.) И наконец начинается создание икон. На доску наносят контур рисунка – графью, которая затем помогает в работе. После этого производится золочение, и будущий образ поступает к художнику. Палехские иконописцы пишут темперой, по традиционной технологии. Акрил применяют только на полях – он лучше ложится, поэтому его использование обоснованно. Иконописцы – выпускники Палехского художественного училища. Более искусные и опытные пишут лики, те, кто еще только набирается мастерства, работают над «доличным» – фонами, одеждами. Все сотрудники «Палехского иконостаса» – люди православные. На предприятие дважды в неделю приезжает священник – профессор богословия, проводит лекции, разъясняет иконописцам, что они пишут, каков смысл того или иного символа, сюжета, беседует с людьми.
Каждый этап работы и ее результат контролируют художественный и технический советы, которые собираются еженедельно.

По мастерской «Палехский иконостас» путешествовала Алина Сергейчук. Издательство "ORTOX Русиздат" Журнал «Благоукраситель» №39, 2013 г.