Кто может сказать, как рождается образ

Работы мастерской «Палехский иконостас» украшают храмы в разных концах России и за рубежом, а статьи ее руководителя вызывают неизменный интерес читателей «Благоукрасителя». Подготовлено ortox.ru
Совет профессионала особенно ценен для тех, кто только приступает к созданию церковного интерьера. Сегодня Анатолий Владимирович Влезько отвечает на вопросы наших читателей.

Представим себя на месте настоятеля, который строит или возрождает практически «с нуля» православный храм. Что он должен продумать, учесть, прежде чем приступить к обустройству интерьера?

Каждый настоятель по-своему видит образ вверенного ему Храма. Нам пришлось работать в Минске в Храме-памятнике в честь Всех Святых в память безвинно убиенных во Отечестве нашем, с протоиереем о. Федором Повным, профессиональным художником с высшим образованием. Мы в буквальном смысле были ведомы его чутьём и художественным виденьем. Но вначале совместно была создана письменная концепция, в которой мы вместе с настоятелем продумали, учли, обсудили стиль оформления, колорит, иконографическую программу икон в иконостасе и стенописи. Все эти идеи были воплощены в цветовых эскизах и предварительных набросках. С тех пор уже прошло четыре года, а наша мастерская все еще планомерно по мере возможности занимается воплощением в жизнь этой концепции. Постепенно заполняется Храм иконами, киотами, и прочими мелкими, но важными деталями, которые и составляют целостный образ Храма.

В прошлых выпусках нашего журнала Вы говорили о том, что хорошо бы проектировать интерьер храма сразу, комплексно – чтобы он получился гармоничным и цельным. У наших читателей возник вопрос: посильно ли это для небогатого прихода? Нередко приходится сначала приобретать алтарную утварь, без которой богослужение невозможно, затем копить на иконостас, и только годы спустя приступать к росписи стен. Возможно ли при этом все же создать цельный интерьер?

Даже для небогатого прихода это вполне реально. Потому что приобретая алтарную утварь в недорогом варианте, на сегодняшний день есть возможность ее выбрать. Как раз таким ориентиром в выборе могла бы стать генеральная концепция. И пусть это будет просто и недорого, но в едином определенном заранее стиле. Для примера можем привести храм Георгия Победоносца в г. Дедовск. Перед праздником Крещения Господня в этом году, спустя три (?) года после начала работ были вставлены последние две иконы в иконостас.

Для каждого храма «Палехский иконостас» создает собственный интерьер, иконостас и т.п. Как удается не повторяться, выполнив уже более 90 иконостасов?

Это удается благодаря творческому подходу к работе и принципу «несерийного» производства. Каждый раз перед архитекторами-проектировщиками ставится задача, которая зависит от очень многих вводных. В первую очередь это время и стиль постройки Храма, затем художественное виденье и, конечно же, возможности заказчика. В результате рождаются несколько вариантов, один из них, а иногда их сочетание, находит свое воплощение.

Интерьер храма – это и входные двери, и переплеты окон – выполняют ли их ваши мастера?

Интерьер храма должен составлять впечатление гармонии, и если концепция предусматривает оформление резьбой или витражами окон, какой-либо рисунок на входных дверях, то, безусловно, наша мастерская выполняет и такого рода работы.

Среди ваших работ есть достаточно необычные – например, крест, на фоне которого изображена фигура Архангела Михаила. Как рождаются такие композиции (в частности, этот крест)?

Кто может сказать, как рождается образ? Почему художники-иконописцы, в отличие от светских не подписывают свои произведения? Ответом на эти вопросы может служить цитата из молитвы иконописцев перед началом работы: «Сам Владыко, Боже всяческих, просвети и вразуми душу, сердце и ум раба Твоего и руку его направи, во безгрешно и еже изрядно изображати жительство Твое, пречистыя матере Твоя, и всех святых, во славу Твою, ради украшения и благолепия святыя церкве твоя, и во отпущение грехов всем, духовно покланяющимся святым иконам, и благоговейно лобызающим оныя, и почитание относящим к Первообразу».

Специалисты мастерской при необходимости сами разрабатывают иконографию? Кто этим занимается?

Продолжая тему предыдущего вопроса, можно ответить так. В православном искусстве нет никакой отсебятины, все очень канонично, и особенно в иконографии. В любом случае существуют некоторые варианты решения темы. Руководствуясь этим, главный художник мастерской и составляет иконографию отдельно взятого иконостаса или стенной росписи Храма.

Вы продолжаете работу на храме-памятнике в Минске? Расскажите об этом, пожалуйста.

Работа в храме продолжается полным ходом. Сейчас наши усилия в основном прикладываются к приделу храма в честь иконы Божией Матери «Утоли мои печали». Наши мастера пишут иконы для иконостаса этого придела. Столяра изготавливают его тело, резчики оформляют его резьбой. Колорит иконостаса основан на сочетании белого и золота. Параллельно готовятся рисунки для росписи стен храма, для которых мы предлагаем сочетание голубого, богородичного цвета и золота. А также планомерно ведутся работы по завершению оформления интерьера нижнего придела Храма в честь усекновения главы Крестителя и Пророка Иоанна Предтечи.

Чего бы Вы пожелали нашим читателям в преддверии Пасхи?

От всей души поздравляем работников Вашего журнала, Ваших читателей, Ваших рекламодателей и их сотрудников с наступающим Величайшим из праздников – Светлым Христовым Воскресением! И пусть радость Воскресения Господня каждый год обновляет Ваши духовные силы, а Воскресший Христос-Спаситель дарует Вам благословение во всех Ваших трудах и начинаниях во Славу Божью!


Беседовала Алина Сергейчук. Издательство "ORTOX Русиздат" Журнал «Благоукраситель» №33, 2012 г.