Палехский иконостас: традиции и современность

Палехский иконостас: традиции и современность
После периода безвременья, в конце XX века, мы вновь стали возвращаться к нашим традициям и вере, к величию и красоте обычаев, которыми издревле славилась Русь. Вновь слышится звон колоколов, восстанавливаются разрушенные храмы, возводятся новые. В самом сердце России есть небольшой поселок Палех — один из драгоценных камней золотого кольца русских городов, известный далеко за пределами нашей страны не только изящной лаковой миниатюрой, но и многовековым опытом иконописания. Сейчас это особенно актуально: искусство иконописи и изготовления иконостасов переживает новый подъем, свое второе рождение.
Мастерская «Палехский иконостас» — классический образец православного предприятия, где проверенные временем опыт и традиции сочетаются с современными технологиями и оборудованием. Здесь трудятся мастера различных направлений: иконописцы, столяры­краснодеревщики, резчики по дереву. Сложный процесс создания иконостаса начинается с разработки его образа. Здесь важно чувство стиля, знание особенностей дела и творческий подход. Именно поэтому каждый из проектов получается уникальным, носит отпечаток индивидуальности, воплощая замысел архитекторов и художников. Они разрабатывают эскизы и чертежи проекта, создают рисунки орнаментов будущей резьбы.
А затем начинается создание иконостаса. Сначала из натурального дерева, преимущественно сосны, или из ценных пород — красного дерева, дуба или бука — изготавливается «тело» иконостаса, на которое в дальнейшем будут крепиться иконы и элементы позолоченной резьбы. Выбор материала не случаен: фактура натурального дерева не только очень красива, но и прочна, что тоже важно для храма, ведь он строится не на один десяток лет. Все элементы декора иконостаса изготавливаются резчиками по дереву, каждый завиток сложного орнамента вырезается вручную. Наверное, в этом один из секретов уюта храмового интерьера: там все хранит живое тепло человеческих рук. Потом начинается самая тонкая, филигранная работа. На резьбу, предварительно покрытую специальным составом, наносятся тонкие листы сусального золота. Работа позолотчика похожа на таинство: осторожный взмах широкой беличьей кисти, и завитки резного орнамента оживают прямо под рукой, загораясь на свету золотыми бликами. Так же, как в старину, в мастерской очень ценится умение нанести золото так, чтобы оно сияло, как огонь, было ровным и блестящим, как зеркало.
Прежде чем иконная доска попадает к художникам, на нее наносится слой левкаса, или грунта. Как и раньше, его изготавливают из мела с добавлением особого клея. Затем доска тщательно шлифуется, чтобы поверхность будущей иконы была идеально гладкой. Все делается вручную, с заботой о качестве, ведь это не только для людей, но и для Бога.
Палитры, тонкие беличьи кисти ручной вязки, ящики с темперными красками, иконные доски — это мастерская иконописцев. Яичная темпера — традиционно используемая краска, которой в Палехе всегда писали иконописцы. Она дает очень мягкую фактуру цвета с тонкими нюансами и переливами, живописные плави, которыми так знаменито палехское письмо. Фон иконы может быть выполнен золотом или в цвете, но особо торжественно и богато смотрятся иконы с тиснением по левкасу — так называемой чеканкой. На иконной доске делается тонкий рельефный орнамент, а затем наносится листовое золото. Готовая работа отличается изысканностью отделки, а лики святых словно окружены золотым сиянием. Этот прием мастера унаследовали от своих предков. Палех всегда был и остается одним из самых известных иконописных центров в России. Палехское письмо отличается верностью древнерусским традициям и богатством тонкой отделки. Иконография для каждого иконостаса разрабатывается индивидуально, с учетом стилевых и архитектурных особенностей храма. Художники в своей работе равняются на лучшие образцы русской иконописи. Иконные лики должны быть строго каноничны и выдержаны в едином стиле.
Итог труда всего коллектива мастерской — монтаж иконостаса на месте. Невозможно представить радость прихожан, когда чудесным образом в считанные дни в храме появляется поражающий своей красотой и великолепием новый иконостас. В будущем году мастерская отмечает свое пятнадцатилетие. За плечами уже около ста иконостасов, множество икон и предметов церковной утвари. Десятки православных приходов во многих городах и весях нашей необъятной Родины славятся прекрасным убранством своих храмов, выполненным мастерской «Палехский иконостас». Так сохраняются традиции Православия и русской культуры в целом, сохраняются и приумножаются навыки мастерства, передаваемые из поколения в поколение.
Сегодня «Палехский иконостас» — это, прежде всего, люди, большой сплоченный коллектив мастеров своего дела. Их талант, умение и добросовестный труд в сочетании с хорошо организованным производством и отличной технической базой позволяют выполнять заказы от небольших икон до сложных по исполнению иконостасов любых размеров, а также полного оформления всего интерьера храма качественно и в нужный срок. Творения их рук сделаны во славу Божью, для укрепления духовных и нравственных начал в людях.


Анатолий Владимирович Влезько Журнал «Иконописец» №23, 2010 г.