Стиль нашего времени

«И не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, не знаем, как рассказать об этом, – знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми и служба их лучше, чем во всех других странах… Не можем мы забыть красоты такой».
Так звучит рассказ десяти славных мужей о службе в греческом храме, убедивший князя Владимира в выборе вероисповедания. Красота храма, каждого церковного предмета, служа делу воцерковления прихожан, должна воплощать эту сущность веры, воспринятую от Византии, и неизменно впечатлять всякого входящего.
Глядя на современное убранство церквей, нельзя не заметить, как эклектично оно по своей сути. И причина этому – зачастую отсутствие общей «генеральной» идеи при оформлении интерьеров храмов.
Опираясь на пятнадцатилетний опыт благоукрашения церквей, мы, мастерская «Палехский Иконостас», пришли к выводу: для того чтобы добиться гармоничного, целостного восприятия интерьера, необходимо начинать работу с постановки общей, концептуальной задачи, которая учитывает и росписи храма, и стиль иконостаса, и иконографию, а также расположение утвари, размещение осветительных приборов, мозаики, витражей, каменный декор, наполнение алтаря – все, включая даже облачения священнослужителей.
Именно в такой, письменной концепции ставятся творческие, стилистические и технические задания для будущего интерьера. В ней учитываются время постройки храма, в честь какого праздника или святого освящен престол, колорит и многое другое. Эта концептуальная программа убранства создает критерий оформления интерьера. Затем посредством современных компьютерных технологий эта идея визуализируется. Каждый, даже небольшой, уголок храма продумывается до мелочей, вплоть до рисунков дверных ручек. Эскизно разрабатывается иконографическая схема росписи стен, потолков и сводов, проектируется и «расставляется» вся утварь, иконостас, необходимые светильники, мозаики и витражи. Все предметы подбираются с особой тщательностью в соответствии с общей концепцией оформления интерьера.
Все это позволяет визуально представить задуманную концепцию, обсуждать и корректировать ее на стадии замысла. При дальнейшем воплощении идеи в жизнь мастерская «Палехский Иконостас» традиционно использует в своей работе только натуральные материалы. Для изготовления иконостасов и утвари мы применяем ценные породы древесины. Для отделочных работ по резьбе используются сусальное золото или современные краски и лаки лучших производителей. Для написания икон применяются липа, левкас и яичная темпера. Акриловые или силикатные краски – для росписи стен, натуральная смальта и камни – для мозаики.
Мастерская «Палехский Иконостас» полностью берет на себя труд по воплощению и реализации задуманного проекта интерьера. Для некоторых видов работ, таких, например, как витражи, работы по камню, изготовление светильников, мы привлекаем проверенных за долгие годы сотрудничества специалистов. А для наших заказчиков важно то, что ответственность за конечный результат несет мастерская «Палехский Иконостас».
Возможно, воплощение замысла целостного интерьера займет не один год, но это будет целенаправленное движение к истинной гармонии и красоте, которые неразрывно связаны с великой двухтысячелетней историей христианского искусства, насчитывающей десятки стилей, направлений, национальных и региональных традиций. Каким увидят потомки лицо нашего времени, как оно отразится в православном храмовом искусстве, несущем неизменную вечную Истину и Дух?
Гармония – вот что должно стать основным признаком стиля нашего времени.
Увидеть уже претворенное в жизнь комплексное оформление интерьеров нашей мастерской можно в храме-памятнике в честь Всех Святых, безвинно убиенных во Отечестве нашем (г. Минск, Республика Беларусь), в приделе преподобной Софии Слуцкой храма Святого Иоанна Предтечи (с. Дудутки, Респ. Беларусь), в храме Прп. Сергия Радонежского (п. Кратово, МО), часовне Архистратига Михаила (г. Набережные Челны, Республика Татарстан).
В настоящее время ведется разработка программ оформления интерьеров: храма XVI века во имя Трех Святителей Спасо-Елеазаровского женского монастыря (Псковская область), придела во имя иконы Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали» храма-памятника в честь Всех Святых (г. Минск, Республика Беларусь), храма Прп. Серафима Саровского (г. Набережные Челны, Рес-публика Татарстан), храма Свт. Луки (Войно-Ясенецкого) (г. Красноярск) и некоторых других.
Мастерская «Палехский Иконостас» в каждом проекте следует своему неизменному правилу: любая деталь интерьера в храме должна создавать духовное пространство для литургии. Всё должно служить одному – настроить душу прихожанина на созерцание красоты будущего мира, помочь «всякое жи-тейское отложить попечение» и обратить сердца наши к Богу.


Анатолий Владимирович Влезько Журнал «Благоукраситель» №32, 2012 г.