Так сколько же стоит алтарная преграда?

Так сколько же стоит алтарная преграда?

Беседа с А.В. Влезько, руководителем мастерской «Палехский иконостас»

 

«Сколько стоит иконостас?» - Обычно ответ на этот вопрос можно получить, лишь приехав в мастерскую. Руководитель художественной мастерской «Палехский иконостас» Анатолий Владимирович Влезько согласился поделиться с нашими читателями «секретными данными», а главное – расшифровать, из чего складывается цена и как понять, насколько она честна.

 

- Люди всегда стремятся найти оптимальное сочетание между ценой и качеством...

- И это правильно. Все хотят получить максимум за те средства, которые у них есть. Однако важно не только услышать цену, но и понять, что именно в нее входит – окончательную стоимость вам озвучивают или промежуточную, призванную заинтересовать вас. Мало изготовить иконостас: его надо покрасить, отделать золотом, доставить, смонтировать, написать иконы и т.п.

 

- Как вы ведете переговоры с заказчиком?

- Мы сразу озвучиваем конечную цену. В нее включено все: и проект, и материалы, и изготовление, и доставка, и гарантия качества. Это можно сравнить с покупкой мебели: вы приобретаете, например, кухню – а потом оказывается, что надо доплатить за фурнитуру, доставку, сборку – еще около 30 %. У многих производителей иконостасов так же – и с первого взгляда кажется, что наша работа дороже. Но мы озвучиваем не некую привлекательную промежуточную цену, а честную окончательную. Самый продуктивный подход – когда люди сразу говорят: «У нас есть такая-то сумма, что вы можете предложить нам?» И обозначают задачу: например, нужен иконостас в таком-то стиле с иконами. И начинается совместный творческий поиск оптимального решения. 

 

- А если заказчик сам не знает, сколько у него в итоге наберется денег?

- Тогда задается другой вопрос: «Давайте помечтаем: что бы Вы хотели видеть в храме»? Если цена оказывается неподъемной – ищем варианты, как ее снизить. Алтарные преграды, устанавливаемые в проем одного и того же размера, могут иметь разную площадь. Можно не закрывать всю стену, а выбрать одно-двухъярусную алтарную преграду, либо иконостас треугольной формы с устремленным вверх центром и низкими боковыми частями. Мы работаем в разных стилистических традициях, так что выбор вариантов самый широкий.

 

- Как сравнивать цены разных производителей, чтобы не ошибиться?

- Сравнивать цены на изготовление иконостаса корректно только в том случае, если у вас имеется некий проект и четко известно, как, из каких материалов он должен быть выполнен. Например: иконостас из массива сосны, отделка – бук, ручная резьба, площадь такая-то, иконы в древнерусском стиле, доставка, установка. Если параметры будут одинаковыми для всех – я подозреваю, что и цена у разных производителей окажется примерно одинаковой, может быть, с разницей в 5-10 %. Объем работ один и тот же, материал тоже.

 

- И на какой позиции в списке будет «Палехский иконостас»: среди тех, у кого дороже или дешевле?

- Я подозреваю, что себестоимость у нас сегодня одна из самых низких по стране. Мы не платим за аренду, так как все помещения и оборудование – наша собственность. Находимся на периферии. Люди у нас получают достойную зарплату, но она ниже, чем в Москве и Петербурге. Материалы закупаем в Москве – но логистика отлажена, расходы на доставку минимизированы. Пиломатериал приобретаем в Костромской, Вологодской областях, липу – в Нижегородской и южнее.

 

- Из чего складывается цена иконостаса?

- Каркас можно выполнить из массива дерева или фанеры, резьба бывает машинной или ручной, проект – индивидуальным либо типовым – или со значительной частью общих решений, переходящих от одной работы мастерской к другой. Когда работают архитекторы, художники – это влияет на стоимость.

 

- Почему два иконостаса одной площади, из одних и тех же материалов, могут сильно отличаться в цене?

- Они могут иметь разную плотность резьбы, различное количество икон. Важно, чем разделены иконы: колоннами или обычными рамками, какие декоративные элементы применены, сколько рядов в иконостасе. Например, есть ли праздничный ряд – там небольшие, но дорогие иконы: многофигурные, сложные. Влияет на стоимость стилистика иконостаса: тябловые, как правило, очень насыщены резьбой, в них много икон – фактически это стена из образов, разделенных резными планками. У барочного иконостаса резьба объемная и часто покрыта позолотой – здесь дорого обходится отделка. Недорогие решения – иконостасы в стиле классицизма: там мало элементов резьбы, много свободного места. Экономичен и простой архаичный иконостас в древнерусском или византийском стиле, украшенный басмой, либо напоминающий каменную алтарную преграду. Басма тоже бывает разной. Например, в XV столетии алтарные преграды просто обивали металлом с небольшими поясками чеканки – и это смотрелось интересно. А потом уже стали добавлять более сложную басму на фоны икон.  

     

 

- Отделка иконостаса может быть различной?

- Сплошное золочение или фрагментарное, покраска эмалью, лак. Все зависит от вкуса и возможностей заказчиков. Можно очень интересно поработать с цветом, покрасить детали иконостаса в два-три цвета, применить частичное золочение – сегодня это востребовано: смотрится богато и получается доступнее, чем сплошная позолота. Важно, чтобы заказчик, с одной стороны, доверял опыту и возможностям мастерской, а с другой – принимал участие в разработке проекта. Это – то горчичное семя, из которого все произрастает. Дальше – дело техники.

 

- Какой срок службы у иконостасов, которые сегодня создаются?

- Если основа иконостаса выполнена из фанеры – предполагаю, что этот срок – лет пятьдесят, может быть – сто, в зависимости от влажности и температурного режима в помещении. Фанера – это слои шпона, склеенные между собой, так что вопрос в длительности службы клея. Деревянный иконостас может простоять и четыреста лет – известны такие примеры; его можно ремонтировать. Мы иконостасов из фанеры не делаем – работаем с массивом: это может быть сосна, бук, дуб, красное дерево и т.п.

 

- Дерево необходимо защитить от гнили, жучка – обеспечить его долговечность...

- Современные материалы защищают дерево от гниения, влаги, жучка и т.п. Мы обрабатываем ими иконостас со всех сторон: красим, покрываем пропиткой, грунтовкой. В наше время большинство храмов, в которых устанавливают иконостасы, в холодное время года постоянно отапливается, так что убранство от влажности не страдает. Скорее, наоборот – из-за избыточного отопления помещение становится слишком жарким и сухим, вентиляцию предусматривают далеко не везде – и дерево может растрескаться. Надо соблюдать оптимальный режим температуры и влажности в храме – 16 – 18 градусов. Жара вредна и для росписей, и для икон. Раньше вентилирование происходило хотя бы через окна – а сегодня их часто делают герметичными. Когда мы выступаем в качестве генподрядчиков, мы все это учитываем.

 

- А вы делаете церковные интерьеры «под ключ»?

- Да. Можем выполнить весь интерьер храма – включая штукатурку, полы, витражи и т.п. Кстати, при заказе комплекса работ мы предоставляем скидки. Приступая к созданию иконостаса, в любом случае желательно сразу проектировать все убранство храма – хотя бы в общих чертах: как будет располагаться стенопись, где встанут киоты с иконами, скамьи, аналои. Воплощать этот проект в жизнь можно и после, поэтапно, можно и не с нами – но при создании алтарной преграды лучше уже иметь все это в виду, чтобы интерьер получился гармоничным.

 

- Можете ли вы назвать приблизительные цены на создание иконостаса вместе с иконами?

- Как на самый экономичный вариант можно ориентироваться на 100–110 тысяч рублей за квадратный метр – в это входит весь комплекс работ «под ключ», с доставкой в пределах 1000 км от мастерской. А самые дорогие иконостасы, которые нам доводилось делать – двести с небольшим тысяч за метр: богатая вызолоченная барочная резьба, основа из массива красного дерева, украшенные чеканкой иконы фряжского письма. Ну а средняя цена – тысяч 150. Это иконостас из массива, тябловый или барочный, с достаточно богатой резьбой.

 

- За сколько времени создается иконостас «с нуля»?

- Возьмем для примера площадь 150 квадратных метров. Проектные работы займут 2–3 месяца. На изготовление уйдет еще 4–6 месяцев, в зависимости от отделки. Иконы будут писать одновременно с самим иконостасом. Монтаж производится за 3–5 дней.

 

- Подведем итог, что получает заказчик, обратившись в «Палехский иконостас».

- Уникальный, не повторяющийся иконостас по средней цене, качественно и быстро выполненный из натуральных материалов. Наши мощности и двадцатилетний опыт работы это позволяют.

  Сверстанный репортаж журнал "Благоукраситель"  Беседовала Алина Сергейчук.