Тепло деревянного иконостаса




Тепло деревянного иконостаса
Интервью с Ольгой Анатольевной Влезько, помощником руководителя мастерской «Палехский иконостас»
Среди исконных центров иконописания Палех всегда занимал видное место. И сегодня в этот небольшой поселок центральной России вновь со всех концов поступают заказы на написание святых образов, создание иконостасов. Мастерскую «Палехский иконостас» можно смело назвать классическим образцом традиционного предприятия, где из поколения в поколение переданное мастерство воплощается в прекрасных работах, украшающих православные храмы. Немаловажно, что здесь трудятся мастера различных направлений: как те, кто выполняет основу иконостаса, так и иконописцы. Благодаря этому образа и их обрамление составляют гармоничное целое, да и для заказчиков удобнее приобретать и иконы, и иконостас одновременно.

– Сегодня иконостасы создаются из различных материалов: каменные, фаянсовые – не буду говорить о синтетических. И все же большинство храмоздателей выбирает дерево. Как вы думаете, почему?

– Преимущество деревянного иконостаса – в особой теплоте, мягкости, ощущении намоленности, традиционности (ведь в основном в храмах устраивали именно деревянные иконостасы, другие материалы – это скорее исключение). И – ничто не может заменить неповторимого запаха дерева. В чем секрет уюта, который оно дарит интерьеру? Может быть, в том, что дерево – живое, выросло в Божьем мире, а не создано руками людей, мы лишь обрабатываем его.

– С какими породами дерева вы работаете?

– В основном используем липу – классический материал для создания иконостасов, но применяем и ценные породы: дуб, красное дерево. Для оформления киотов берем бук, ценный своей прочностью и красотой.

– Иконостасы в каких стилях создают ваши мастера?

– Мы делаем иконостасы различных типов: классические тябловые, в стиле барокко, классицизм, модерн и др. Примеры тяблового иконостаса нашей работы можно увидеть в Старо-Голутвином монастыре в г. Коломна и в храме святого мученика Уара в г. Химки Московской обл. В стиле барокко выполнены иконостасы в храмах Девяти мучеников Кизических в Москве и святого мученика Уара в г. Веш-ки. Образцами стиля ампир – иконостасы в соборе вмч. Георгия Победоносца в г. Одинцово и в храме Архистратига Михаила в г. Коломна. Также создаются иконостасы, несущие в себе черты различных направлений. В стиле эклектика выполнены иконостасы храма прп. Серафи- ма Саровского в г. Саров и церкви в Рождественском монастыре Москвы. Под каждый конкретный храм разрабатывается особый проект, учитывающий архитектурные особенности интерьера и экстерьера именно этой церкви, пожелания и возможности заказчика. Оформление иконостаса также бывает различным. Если липу мы можем позолотить, то ценное дерево – например, красное – покрывается только лаком, чтобы была видна фактура. Позолотой в таком случае, если она все же применяется, покрывается лишь резьба или еще какая-то часть иконостаса.

– В мастерской «Палехский иконостас» можно заказать и иконы. Расскажите, пожалуйста, об этом.

– Стиль образов – традиционный палехский. Мы работаем по старинной технологии, так же, как писали наши предки до революции. Иконная доска делается из липы со шпонкой, она проклеивается льняной паволокой, на которую наносится меловой грунт – левкас. Применяется сусальное золото, яичная темпера.

– Иконостасы вы делаете в различных стилях, а образы для них пишете в палехском стиле. Как удается достигнуть гармонии?

– Палехский стиль многообразен. Рисунки для икон каждый раз выдерживаются в общем стиле с архитектурным построением иконостаса. Иконопись в каждом отдельном случае варьируется. И образцами могут служить как более раннее искусство иконописания, так и академический стиль. Архитектурный стиль храма и иконостаса определяет: золоченые фоны будут на иконах или цветные; с чеканкой по левкасу или без нее. Цветовая гамма икон в различных случаях подбирается в соответствии с поставленной задачей.

– Среди работников вашей мастерской есть потомственные иконописцы?

– Конечно. «Палехский иконостас» – это изначально семейная мастерская. Начиналось все в 1996 г., когда А. В. Влезько и Ю. В. Федоров стали работать в гараже собственного дома; коллектив состоял из 6 человек родственников. Теперь мастерская выросла, и в настоящее время у нас работает 150 человек: иконописцы, краснодеревщики, позолотчики, левкасчики… У Анатолия Владимировича прадед был иконописцем, отец – художником. Палех – старинный центр иконописи; при советской власти мастерам пришлось перенести свое мастерство на роспись шкатулок – и благодаря этому удалось сохранить технику, традицию, когда искусство письма передавалось из поколения в поколение. Сегодня икона вновь стала гораздо более востребованной, нежели шкатулка.

– Икона сильно отличается от шкатулки: ее надо писать молитвой. Это соблюдается?

– Перед началом работы над новым проектом в нашем храме служится молебен, на котором мастера испрашивают Божьего благословения на труды.

– Какова география работ «Палехского иконостаса»?

– На сегодня нами выполнено около 70 иконостасов по всей России. Недавно мы установили иконостас в г. Петрозаводске; работали и в Кунгуре – это Пермский край – и, конечно, в Москве… Кстати, мы охотно приглашаем на производство заказчиков – они могут в любое время приехать, присутствовать при работе, контролировать процесс.

Беседовала Алина Сергейчук Журнал «Иконописец» №22, 2009 г.