Художественно-производственная мастерская

Очень важно, чтобы храм был выполнен одной рукой.

В предыдущем интервью с о. Константином, настоятелем храма святой Живоначальной Троицы в г. Астрахань, обсудили критерии выбора подрядчика, поговорили о проекте внутреннего убранства центрального придела храма. Сегодня продолжим….

2.jpg


- Отец Константин, остался ли доволен инвестор после сдачи центрального придела храма?

- Для меня определяющей оценкой стало решение инвестора в информации о спонсоре храма сменить наименование с ОАО Газпром Добыча Астрахань на ПАО Газпром. Этим шагом ПАО Газпром поставил наш проект в один ряд со своими проектами. Даже вышел календарь, в котором среди храмов, построенных и благоукрашенных в этом году Газпромом, большая часть фотографий была посвящена нашему храму. Представители инвестора приезжали, и затаив дыхание, слушали мою экскурсию, и затем благодарили. Поэтому неслучайно пошла вторая волна инвестиций. Проект был одобрен, и инвестор принял решение закончить его до конца, т.е. завершить все иконостасы и росписи в храме! Это ли не чудо?!

Но старец нам так и сказал, что храм построят. Это было давно, храма еще не было и в помине. Мы приехали к одному духоносному старцу на Тотьме. Дорога была очень тяжелой. Он встречает нас и говорит, - не переживайте, храм построят в честь Святой Троицы. Я говорю, как же так? По документам у нас храм Андрея Первозванного… И что Вы думаете, приезжаю в Астрахань, рассказываю прихожанам, а они плачут от радости, и говорят, что на собрании микрорайона приняли решение строить храм Святой Живоначальной Троицы. И действительно, как только название поменяли, пошли инвестиции.

3.jpg

- Удивительная история! Батюшка, а в плане отчетности насколько Вам и инвесторам было комфортно работать с мастерской «Палехский Иконостас»?

- Инвестор у нас непростой, и потому форму отчетности подбирали долго. Договор обрабатывали несколько месяцев, согласовывали с экономической и юридической службами инвестора. В результате форму отчетности утвердили, договор подписали. Стоит отметить, что сотрудники Мастерской каждый раз шли навстречу и переделывали документы в соответствии с согласованными корректировками.

Ольга, руководитель коммерческого отдела Мастерской: «Когда сдавали первый этап иконостаса, росписей, инвестор очень жёстко контролировал процесс, вплоть до мельчайших деталей. Сейчас контроль по-прежнему присутствует, но давление ослабло. Думаю, время расставило все точки над и. Просто возникло доверие».

- Надо сказать, что сейчас мне, как настоятелю храма и куратору этого проекта, звонят представители инвестора из Москвы, Питера и других городов, и консультируются по многим вопросам. Они настолько оценили результат сделанного совместными усилиями, что мы уже поднялись на уровень экспертов.

- Отец Константин, после сдачи центрального придела Вы сразу заключили договор на дальнейшее сотрудничество с мастерской «Палехский Иконостас»?

- Не было никаких сомнений в том, чтобы продолжить сотрудничество. Мы прошли вместе такой путь! С полуслова понимаем друг друга. Для меня палешане уже стали родными. И безусловно, очень важно, чтобы храм был выполнен одной рукой.

Анатолий Владимирович Влезько, руководитель мастерской «Палехский Иконостас»: «Перед нами стоит задача создать такое храмовое пространство, в котором на фоне единого стиля росписи каждый иконостас зазвучал бы по-своему, исходя из назначения конкретного придела».

9.jpg

- Идея, которая захватила инвестора, - создание в одном храмовом комплексе двенадцати иконостасов, объединенных временем (XII-XIV вв.), но разных – по исполнению, применяемым материалам, технологиям, настрою.

Если говорить о настрое, то это тоже очень важный момент. Человеку, находящемуся в постоянном материальном круговороте, важно вырваться из замкнутого круга. И этот разрыв должен произойти в храме. Восприятие храмового пространства в комплексе, иконостаса и росписей в частности, помогает человеку на время забыть о своих проблемах, соединиться с Богом, поблагодарить, обратиться с просьбой.

Сейчас в интернете очень много негатива. Пишут, а зачем Вы храмы строите, когда нужны больницы, школы, детсада… Честно могу сказать, наш храм таких эмоций не вызывает. Очень многие люди с Астрахани, области, других городов поражены убранством храма.

В наше время очень важно быть открытым народу. Что мы делаем для этого? К примеру, однажды мы провели акцию. Установили на территории храмового комплекса три телескопа и пригласили всех жителей микрорайона посмотреть на луну, созвездия. Пригласили метеорологов, провели беседу, показали и рассказали про метеориты. На встречу пришло очень много людей, в т.ч. молодежи. Отклики только положительные. Кроме того, территория храмового комплекса обустроена площадками для детей. Я даже сторожам нашим сказал, вот приедут дети, будут кататься на велосипедах, скейтах – не гоните их! Пускай это всегда будет территория для людей, а не наоборот!

- Батюшка, Вы затронули тему просвещения. Вы сами часто приезжаете в Палех и проводите лекции для художников и архитекторов, раскрывая глубинные смыслы будущих росписей, иконописи, архитектурных элементов, анализируя образцы древнерусского искусства…

- Когда Вы занимаетесь иконописью, Вы стремитесь не просто понять технику написания. Вы хотите постичь, почему именно такой образ пришёл? Откуда? Почему он так сильно воздействовал на людей того времени, и воздействует на нас сегодня? Когда возникают такие вопросы, невольно начинаешь всё изучать, исследовать, и начинает открываться много интересного. И, конечно, хочется поделиться знаниями, потому что есть надежда, что люди смогут их применить в своей деятельности. Это касается не только иконописи и архитектуры, но и самых разных областей жизни человека.

- Отец Константин, на встрече с иконописцами Вы говорили о том, что лик Спасителя соответствует духу времени. Какое сейчас время и каким должен быть лик?

- Сложно однозначно ответить на Ваш вопрос. Могу лишь предположить. Он должен быть молодым. Взгляд – добрый, и обращен к нам, прямо в душу каждого приходящего к Нему. Мне вспоминается притча, в которой человек ропщет на то, что Господь оставил его в трудные минуты жизни, а Господь отвечает, что в те моменты не только не оставил, но и нёс этого человека на руках.

Мы живём в сложное переломное время, и нам хотелось через лик выразить, что Господь всегда рядом. А почему молодой? Потому что сегодня именно от молодых людей, их настроя будет зависеть будущее страны.

6.jpg

- Отец Константин, в нынешней поездке в Палех Вы обсуждали будущие проекты иконостасов. Приоткроете завесу, какими они будут?

- Была очень плодотворная насыщенная двухдневная встреча. Необыкновенное напряжение мыслей, внутренних сил потребовалось нам, чтобы решить все текущие вопросы. Но одновременно приятно и легко было работать в такой команде. Всех карт пока не открою…

- Насколько для Вас важно, что каждый проект курирует один сотрудник?

- Это очень важно. Поскольку сейчас будут выполняться работы одновременно по нескольким иконостасам, созданы группы исполнителей, каждая из которых закреплена за конкретным менеджером проекта.

- Батюшка, для Вас как будто не существует понятия времени. Вы погружаетесь в каждый вопрос, исследуя его в мельчайших деталях. Как Вам удается разбираться во всех областях храмового искусства: архитектуре, иконописи, росписях, звучании колоколов?

- Не знаю! Куда ж деваться?! Мы с Вами возвращаемся к началу разговора. Есть такой период, когда происходит сбор информации, так называемая насмотренность. Допустим, мы увидели какую-то картинку, и думаем, что через какое-то время забудем её. На самом деле образ остается. И в нужный момент все образы складываются в цельную картину. И тогда начинается акт творения! А еще важно работать в команде. За годы службы сформировался коллектив хороших помощников, любящих духовных людей, которые меня поддерживают и вот в такие моменты, во время командировок берут часть вопросов на себя. Я благодарен Богу за встречу с ними!

- Батюшка, больше 10 лет Вашей жизни отданы строительству и благоукрашению храма Святой Живоначальной Троицы. Это для Вас дело жизни?

- Пока нет времени об этом подумать. Сейчас нужно делать. А подводить итоги будем потом.

 Декабрь 23, 2020

Последние статьи

Храм Святой Живоначальной Троицы – символ новой Астрахани.
Как родился замысел проекта внутреннего интерьера храма? Как удалось донести свою идею подрядчику? Возможно ли приблизиться к работам таких иконописцев, как Андрей Рублев, Дионисий? Эти и многие другие темы обсудили с отцом Константином Осацким, настоятелем храма Святой Живоначальной Троицы.
16.12.2020
Читать
Цех металлообработки. История создания.
История становления и развития Мастерской состоит из таких моментов: - А Вы можете выполнить такой заказ? У Вас есть ресурсы, оборудование? - спрашивает заказчик. - Да. Мы освоим технологии, закупим оборудование и выполним Ваш заказ в такие сроки, - отвечаем мы. Примерно такой диалог стал отправной точкой для создания цеха по металлообработке.
26.10.2020
Читать
Становление Мастерской «Палехский Иконостас». Люди.
В продолжение разговора о становлении Мастерской «Палехский Иконостас» с одним из её основателей Анатолием Владимировичем Влезько обсудили темы формирования и духовного преображения коллектива, работы в кризис и планы на будущее.
16.09.2020
Читать
Из чего складывается стоимость храмовых росписей в мастерской «Палехский Иконостас»?
Какова стоимость росписей за 1 м2? –первый вопрос, которые задают заказчики. А что если посмотреть на вопрос цены с позиции, из чего она складывается?
12.09.2020
Читать
Как алмаз становится бриллиантом. О формировании коллектива иконописцев Мастерской в интервью с главным художником Н.В. Влезько.
Как начинающему художнику попасть в мастерскую «Палехский Иконостас»? «Личники» и «доличники». Можно ли измерить работу художника дециметрами? Эти и другие темы разберем с главным художником Мастерской Н.В. Влезько.
17.08.2020
Читать