Разработка концепции проекта в мастерской «Палехский Иконостас» на примере комплексного благоукрашения храма в станице Шелковская Чеченской Республики.

В станице Шелковская Чеченской Республики Мастерская «Палехский Иконостас» работала над комплексным благоукрашением храма Великомученицы Варвары.

5.jpg

Какую задачу поставил заказчик?

Была поставлена задача наполнить храм таким убранством, которое бы отражало божественную красоту горнего мира.

Удалось ли её выполнить?

Заказчик остался доволен. Храм строился по распоряжению и под личным контролем президента Республики Чечни Рамзана Ахматовича Кадырова. Архиепископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам на освящении храма в мае 2019 г., подчеркнул, что на сегодняшний день храм Великомученицы Варвары - лучший в епархии, особенно по внутреннему убранству.

С чего началась работа над проектом?

Со штукатурных работ. На первой встрече с заказчиком выяснилось, что отделочные работы в храме были выполнены без привязки к дальнейшей росписи стен храма. Мы разработали и предложили технологию штукатурных работ, а подрядчики, под нашим контролем, их выполнили.

А кроме подготовки стен под роспись, какие работы предшествуют проекту внутреннего убранства храма?

Продумываем проект комплексно, начиная от подготовки стен под роспись, электрики, вентиляции до внутреннего убранства, включающего иконостас, иконопись, роспись стен, храмовую утварь.

В данном проекте мы незначительно изменили архитектуру храма. Выполнили электрический проект. Заложили возможности озвучки храма и подсветки его сводов. Спроектировали систему вентиляции с учётом проекта росписей и внутреннего убранства храма. Для обеспечения лучшей акустики, в иконостасе сделали голосники.

Иконостас, иконопись.

Барочный четырехъярусный иконостас из красного дерева удачно вписан в храмовое пространство. Его богатый золотой декор переливается в лучах солнечного света. Иконы на золотых фонах написаны во фряжском стиле в технике темперной иконописи.

Программа иконописи отражает историю местночтимых святых. Часть образов разместили в иконостасе, другие – в киотах. Дополнительно к праздничным иконам в иконостасе написаны иконы двунадесятых праздников, которые выкладываются на аналой в течение годового богослужебного цикла.

Росписи.

Храм освящен в честь святой великомученицы Варвары. В росписях отражены основные вехи жития святой, пример её мученичества, твёрдости духа и исповедания веры.

Алтарь.

Алтарь небольшой, поэтому важно было продумать организацию пространства до мелочей. В алтарь выполнили престол, жертвенник, дьяконский стол. Разработали и компактно расположили мебель: шкафы для облачений, хранения кадила, богослужебных книг, пелен. Предусмотрели место для рукомойника.

Мебель изготовили из бука с тонировкой под красное дерево. Выполнили на ней церковные орнаменты в общей стилистике храма.

Молельное пространство храма.

Мебель и киоты гармонично расставлены в храмовом пространстве. Бордюрная орнаментальная полоса в росписях отделяет киоты от остальной живописи. Удобно расположен и оборудован клирос. Органично расставлены лавки, ящички для пожертвований, бак со святой водой.

Свечная лавка.

Свечную лавку расположили вне молельного храма, поэтому те, кто приходят во время службы, покупают свечи, пишут записки, молящимся в храме не мешают. Эргономично организовали пространство, как для молельных книг, так и для церковных товаров.

Осветительное оборудование.

Разработали систему с учетом различных групп освещения и режимов включения для удобного функционирования не только во время служб, но и в остальное время жизни храма. При входе в храм включается дежурное освещение, из алтаря идёт управление всей системой. Многоярусное центральное паникадило – прозрачное, воздушное, и совсем не перекрывает иконостас.

Вентиляция.

Вентиляция работает круглый год. Сбалансированные приток и вытяжка позволяют чувствовать себя комфортно в любое время года.

Комплексное благоукрашение храма.

В храме всё должно быть не только красиво, гармонично, но и функционально, удобно. Храм являет пример нашей жизни, и, задумывая интерьер, мы стремимся выразить эту мысль в каждой детали. Через совокупность всех элементов храмового интерьера мы созидаем литургическое пространство, которое настраивает человека на богообщение.

Архиепископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам:

В престольный праздник Владыка, обращаясь к прихожанам, сказал, - Благодарите Бога за то, что у Вас есть такой храм!

Настоятель храма иерей Сергий Коваленко:

«Храм был сделан под ключ специалистами Мастерской. Всё до мелочей, начиная со штукатурки стен храма под роспись, выполненной по специально разработанной Мастерской технологии, с учетом требований к основанию под роспись до хоругвей и плащаницы. Красиво, благолепно. Слов нет. Душа радуется, поет и молится. Хочется отметить, что в процессе сотрудничества с Мастерской у нас установились очень дружеские отношения с руководителями и мастерами. Пока художники, мастера-установщики работали у нас, мы познакомили их с историей станицы. После работы была совместная трапеза, общение. Когда люди, близкие тебе по духу рядом с тобой, это дорогого стоит. И мы благодарны мастерам «Палехского Иконостаса» за то, что имеем на сегодняшний день. Результатом, четким соблюдением сроков и условий договора очень довольны и наши меценаты».

Отзывы в социальных сетях:

«Красиво, радостно, душевно и божественно!»

«Очень благодатно!»

Июль 22, 2020

Последние статьи

Цех металлообработки. История создания.
История становления и развития Мастерской состоит из таких моментов: - А Вы можете выполнить такой заказ? У Вас есть ресурсы, оборудование? - спрашивает заказчик. - Да. Мы освоим технологии, закупим оборудование и выполним Ваш заказ в такие сроки, - отвечаем мы. Примерно такой диалог стал отправной точкой для создания цеха по металлообработке.
26.10.2020
Читать
Становление Мастерской «Палехский Иконостас». Люди.
В продолжение разговора о становлении Мастерской «Палехский Иконостас» с одним из её основателей Анатолием Владимировичем Влезько обсудили темы формирования и духовного преображения коллектива, работы в кризис и планы на будущее.
16.09.2020
Читать
Из чего складывается стоимость храмовых росписей в мастерской «Палехский Иконостас»?
Какова стоимость росписей за 1 м2? –первый вопрос, которые задают заказчики. А что если посмотреть на вопрос цены с позиции, из чего она складывается?
12.09.2020
Читать
Как алмаз становится бриллиантом. О формировании коллектива иконописцев Мастерской в интервью с главным художником Н.В. Влезько.
Как начинающему художнику попасть в мастерскую «Палехский Иконостас»? «Личники» и «доличники». Можно ли измерить работу художника дециметрами? Эти и другие темы разберем с главным художником Мастерской Н.В. Влезько.
17.08.2020
Читать
Художник не имеет права формально подходить к иконописи.
Иконописец мастерской «Палехский Иконостас», член Союза Художников Подмосковья Сергей Александрович Никитин об академизме, «люфте» в иконописи, работе на больших форматах и о своем пути к Богу.
14.08.2020
Читать