Сегодня мы поговорим со сторожилом мастерской «Палехский Иконостас» токарем Евгением Васильевичем Молчановым о первых иконостасах, о любви к профессии и о том, как важна в работе поддержка родных, коллег и руководства.
- Евгений Васильевич, как давно Вы работаете в Мастерской? С чего начинали?
- Работаю с самого основания Мастерской. Начинал с изготовления иконных досок. Всё делал вручную.
- А Вы до этого ходили в храм? Знали что-то об иконах? Иконостасах?
- Я крещеный. Родился в Шуе. Женился. Жена меня «в чемодане» привезла в Палех. Может, слышали о клубе «Безбожник», который в советское время находился на пл. Революции в Шуе? Раньше там была Церковь, а потом сделали клуб. Там я и научился пилить, строгать, фуговать.
- Насколько я знаю, первый иконостас делали по заказу Никиты Михалкова?
- Да. Всё так. Это был иконостас для левого придела храма Святителя Николая в Аксиньино. Делал почти в одиночку в семейном гараже руководителей Мастерской. Анатолий Владимирович Влезько и Юрий Владимирович Фёдоров (прим. – основатели Мастерской) мне помогали. Заказчик остался доволен работой. И доверил нам проектирование и изготовление иконостасов в правый и центральный приделы храма. А затем заказал напольные киоты.
- С какими сложностями в работе сталкиваетесь?
- Что Вам на это ответить? Дают задание. Берешь и делаешь. Если делать, то непременно будет результат. Если только говорить и сидеть, сложа руки, то ничего путного из этого не выйдет. Когда меня руководитель первое время спрашивал, - Можно ли это сделать? - я ему всегда отвечал, - Вы рисуйте! А мы уж там придумаем, как это осуществить в цеху.
- Евгений Васильевич, а как соблюсти баланс между сроками и качеством исполнения? Что Вам помогает?
- Терпение. Если нужно, я работаю и ночью, и в выходные.
- А как Ваша жена к этому относится?
- Жена меня любит. Не ругается. Только сетует, что я себя не жалею. А я говорю, что мне нравится работать, не устаю совсем.
- Есть ли проекты, которые Вам особенно запомнились, дороги сердцу? Расскажите о них.
- Самый первый в Аксиньино был выстрадан. В следующих же проектах алгоритм работы был понятен. И коллектив расширился, помощники появились. Плохо то, что выучатся и уходят.
- А куда уходят? На повышение? Или уезжают?
- Уезжают. И работают хорошо. Не рядовыми. Жалко. Работу знают, а уходят. Некоторые возвращаются, потому что лучше работы не нашли. Тут всё-таки семья!
- Скажите, а кто-то из Ваших родных работает в Мастерской?
- Работали сын и внук. Оба столярами. Внук сейчас учится в аспирантуре, в Ивановском Государственном Химико-Технологическом Университете. Будет химиком.
- Евгений Васильевич, были ли у Вас ошибки в работе?
- Были. Однажды я готовые колонны сострогал не с той стороны. Вот это было неприятно. Самое главное – признавать ошибки и сразу же исправлять. Накладки бывают у всех.
- Были ли какие-то курьезные случаи в цеху?
- Курьёзные? Это посмеяться что ли? Нет, наверное. Но очень плохо, когда работаешь на станке, а думаешь о другом. Например, планируешь, куда в путешествие ехать.
- А Вы куда ездите?
- Обычно путешествую в одиночку на велосипеде по родному краю. Ездил в Ярославль и Нижний Новгород.
- А жена не поддерживает?
- Поддерживает. Всё разрешает. Одно время вместе ездили. А потом она поменяла велосипед на скутер.
- На скутер?! А ей сколько лет?
- На год моложе (прим. – Е.В. 69 лет). Два года назад ездила. Сейчас уже перестала.
- А какими ещё видами спорта Вы занимаетесь?
- Бегаю на лыжах. Этой зимой снега мало было, но всё равно раза три или четыре выбирался.
- Евгений Васильевич, что для Вас самое важное в профессии? Как Вы к ней относитесь?
- С любовью!
- Как к жене?
- Нет. К жене по-другому. Она меня много выхаживала, когда болел. У нас в семье всё просто! Жена меня уважает, кормит, поит, а я только деньги зарабатываю, чтобы достаток был. А работу люблю за то, что вот берешь полено, кроишь его, фугуешь, строгаешь, склеиваешь. И в результате получаешь полезную вещь.
- Как в «Буратино»?
- Можно и так сказать.
- Евгений Васильевич, спасибо Вам большое за этот разговор. Было очень интересно. Дай Бог Вам здоровья!
А вот что говорят коллеги о Е.В. Молчанове.
Сергей Малахов, столяр:
«Если бы не он, я не знаю, как бы это всё существовало!..
Целеустремленный, упорный. Дотошный до каждой мелочи, до каждой царапины. Прирожденный токарь, столяр. Творчески мыслит. Изобретатель».
Александр Ширяев, столяр:
«Таких сейчас нет!..
Самый опытнейший из опытных. Руководство всегда прислушивается и с большим уважением относится к Евгению Васильевичу. На его руках эта фирма поднималась. Первый иконостас изготовил почти в одиночку, чуть ли не на коленках, в семейном гараже. Это потом все сюда переехали (прим. - в цех).
Работается с ним очень хорошо. По любому вопросу можно посоветоваться: всегда поможет, подскажет. Коллектив Евгения Васильевича уважает, и как человека, и как работника. Какие бы ситуации не происходили, никогда и ни на кого не кричит. Доброжелательный порядочный человек. От токарного станка не отходит. Пообедает и снова к станку. Бывало, что он чуть ли не сутками здесь работал.
Спокойный, добродушный. Ведёт энергичный образ жизни, спортом занимается: зимой на лыжах бегает, летом на велосипеде ездит. Дай Бог ему доброго здоровья! 69 лет всё-таки! Несмотря на серьёзные проблемы со здоровьем, остался жизнерадостным. Администрация Мастерской всегда помогала Евгению Васильевичу в трудных жизненных ситуациях».
Апрель 1, 2020