Росписи стен храма - не просто набор обособленных изображений или повествовательный цикл. По выражению Григория Богослова, они не должны выглядеть как “Библия для неграмотных”. Храмовые росписи - часть органичного неделимого целого, построенного на основе определенных принципов. Создатель росписей сочетает в себе черты художника и богослова.
Стройная система построения храмовой росписи разработана в Византии. Через изображения верующий знакомится с основами христианского учения, учения о Христе. Он не просто наблюдатель, но и соучастник событий священной истории. Византийские художники стремились к тому, чтобы изображенные на стенах и сводах храма святые присутствовали не в иллюзорном трехмерном пространстве. Но чтобы они воспринимались, как находящиеся в реальном трехмерном пространстве храмового интерьера вместе с молящимися.
Росписи стен храмов, в отличие от икон и утвари, навсегда связаны именно с тем храмом, для которого они написаны. Иконописцы Мастерской “Палехский иконостас” подбирают и разрабатывают индивидуальную программу росписей, учитывая особенности храма. Такие, как архитектура, стиль, время постройки храма. Благодаря этим моментам художникам удается передать через росписи историю края, показать, какому святому посвящен храм.
Заказчик предоставляет планировку храма. Если таких чертежей нет, то наши сотрудники выезжают на место, делают замеры, выполняют чертежи и производят подсчёт площадей. А в некоторых случаях выполняется обследование конструкций.
Учитывая планировку храма, пожелания заказчика и канон, художник и искусствовед предлагают концепцию проекта стенописи.
Например, когда мы работали над проектом росписи Спасо-Елизаровского монастыря Псковской области, мы разработали концепцию, каждый фрагмент которой был обоснован.
Художественно прорабатывается предварительно согласованная концепция. Выбирается масштаб, идёт подбор цветового колорита к помещению, с учётом сокращения и пр. нюансов выполняются эскизы. При необходимости 3d-визуализатор делает проект в трёхмерной графике.
Далее специалисты планово-производственного отдела производят расчет стоимости. Заказчик утверждает эскизы, подписывает договор. Проект поступает в работу.
Чаще всего роспись начинается с алтаря, а затем по порядку наносится сверху вниз:
Купол
Барабан
Паруса
Стены
В последовательности выполнения росписи по стенам элементов интерьера храма нет единого алгоритма. Но, как правило, мы придерживаемся такого порядка:
Нанесение рисунка
Прописка доличной части
Прописка ликов
Золочение нимбов
Орнаменты
Подписи
Иногда в процессе работы или на основании фото- и видеоотчётов требуется корректировка и принимается решение по доработке: где добавить цвет, где вытянуть фигуры, где необходима детализация и т.д.
В зависимости от состава красок, выбирается вид защитного покрытия и даются рекомендации, как правильно обрабатывать поверхности.
Разбираются леса. Производится уборка помещения.