Для изготовления иконной доски используется древесина разных пород: липы, сосны, ясени, бука, красного дерева. Доска состоит из нескольких делянок, собранных таким образом, чтобы со временем она изгибалась наружу. Дерево предварительно обрабатывается и высушивается в специальной сушильной камере, чтобы в дальнейшем икона не деформировалась. Для этих же целей с изнаночной стороны иконы ставят шпонки. Шпонки - деревянные направляющие, которые не дают иконе выгибаться. Предварительно в иконе пробивается Ковчег. Ковчег символизирует Ковчег Завета, самое святое место, где может быть показано Сокровенное - Царствие Небесное.
Перед нанесением мелового грунта доска проклеивается и к ней приклеивается специальная ткань, паволока. Ткань должна быть холщевая или льняная. Доска, клей, паволока, левкас должны быть природного происхождения и одинаково реагировать на изменение температуры и влаги в воздухе. Паволока - основа, которая придаёт дополнительную прочность иконной доске.
Левкас - специальный грунт, на котором пишется икона. Он изготавливается из клея и мела. Накладывается на иконную доску по специальной технологии в течение двух недель в 25 слоев. Сушится. И затем - шлифуется.
Затупленной иглой мастер переводит на иконную доску контуры рисунка.
Под позолоту наносится глянцевый лак для того, чтобы золото блестело лучше. Чем глаже поверхность, тем потом более блестящим будет золото. Золото на иконе символизирует Божественный невещественный свет. Золото - вечность. Со временем оно не чернеет и не подвергается эрозии. И ни одна краска не передаст светлое сияние так, как золото. При создании икон мы используем только сусальное золото высокой пробы: белое и жёлтое.
Краски состоят из пигмента и связующего. В иконописных красках связующее - яичный желток (эмульсия). Такие краски называют темперой. Такая технология позволяет наносить, как плотные цвета, так и выполнять тончайшие плави.
В иконописи используются палехские кисти, связанные вручную из беличьих хвостов. Они позволяют художнику выполнять самые тонкие прорисовки.
Секрет мастера - краска на фоне иконы должна лежать легко, прозрачно. Благодаря прозрачности пространство “дышит”. Вся художественная композиция оживает. Мастеру важно помнить, что он создает божественное пространство, в котором будет изображен Спаситель или Святые угодники Божии.
Доличное - то, что пишется до ликов святых. Это - пейзаж (горы, деревья, вода), архитектура и складки одежд.
Роспись золотом выполняется палехскими кистями, связанными вручную из беличьих хвостов. Золото творится с гуммиарабиком. Пропись золотом подчеркивает божественную сущность одежд и бывают не только у Спасителя и Богородицы, но и служат украшением одежд святых.
Иногда вместо росписи золотом одежды выклеиваются ассистом. Это тончайший золотой рисунок, присутствующий на одеждах Спасителя, Богоматери и некоторых святых. Ассист указывает на их божественную сущность.
Лики прославленных святых изображены не в их земной жизни, а уже на “небе”. Они преображены Божественной благодатью. Свет исходит изнутри и наполняет лики сиянием. Лики - отражение Любви и Добродетели.
Икона покрывается защитным лаком.
Работа подписывается, проводятся нимбы и филёнки.