Накануне праздника Собора Архистратига Михаила и небесных сил бесплотных иконописцы мастерской «Палехский Иконостас» приступили к росписи Петропавловского собора в Луганске. Мы поговорили с иконописцем мастерской, Иваном Тимофеевым.
- Иван, расскажите о концепции росписи храма?
- Изначально храм был расписан в академическом стиле. Перед нами поставили задачу выполнить росписи в палехском стиле, который вобрал в себя основы академической, канонической живописи. За образец взяли росписи Грановитой палаты.
- Какой будет сюжетная линия?
- В храме три придела: центральный посвящен святым апостолам Петру и Павлу, правый – Покрову Пресвятой Богородицы, левый – Успению Божией Матери.
В центральном приделе основная линия росписей пройдет от входа к иконе св. Петра и Павла в иконостасе. На иконе Павла обычно пишут с правой стороны, а Петра с левой, и в сюжете Евхаристии – аналогично. Поэтому по правую сторону будут сюжеты жития апостола Павла, а по левую сторону – апостола Петра.
В правом приделе – житие Богородицы и чудеса, связанные с покровительством, помощью Божией Матери людям. В левом приделе – Успение, упокоение, прощание апостолов с Богородицей.
- На каком этапе росписи? С какой части храма начали работы?
- Росписи начали с трапезной части, житий Петра и Павла. Сейчас в работе три композиции. Отрабатываем орнаменты. Начинаем живопись, фигуры, рисунок.
- Каким будет цветовое решение?
- Настоятель хотел, чтобы храм был расписан в пастельных светлых тонах.
Изначально, когда приехали с Анатолием Влезько (прим. – руководитель Мастерской) в Луганск, увидели, что стены выкрашены в небесно-голубые тона. Этот цвет и взяли за основу, оставили как имприматуру.
- Какой примерно объем работ?
- Более 1700 м2.
- А сроки?
- Август 2024 г.
- Сколько иконописцев задействовано в проекте?
- 10 человек.
- Когда прорабатывали концепцию, эскизы, учитывали храмовый интерьер?
- Мы всегда планируем работу, учитывая имеющееся убранство храма. Приехав в Луганск, прошлись еще раз с отцом настоятелем, посмотрели, есть ли какие-то нестыковки, наложения. Иногда бывает такое по киотам, иконам. На данный момент всё делаем в привязке к тому, что сейчас в храме есть.
- К проекту большое внимание СМИ. Проект, значимый для мастерской? Скажите, ощущается ответственность?
- Для нас работа в каждом храме имеет значимость, и мы за нее несем ответственность. Поскольку делаем работу для людей, которые приходят в храм спасать свои души. Если говорить о других аспектах, то Петропавловский Собор – кафедральный собор одного из городов на освобожденных территориях. Конечно, ответственность колоссальная, и мы это понимаем.
Но если вспомнить, что наша работа (каждый проект) – это создание сакрального пространства, в котором люди будут спасаться, наша основная задача – через росписи, Евангелие в красках, помочь людям справится с горестями, бедами, обратиться к Богу. Жителям ЛНР это нужно сейчас, как никому.