Работы в кафедральном соборе Солигорска завершены.
12 мая 2020 г.
Мастерская «Палехский Иконостас» выполняет комплексные решения интерьера храмов как в России, так и за рубежом. В Республике Беларусь мы уже расписали и оформили не один храм. В начале апреля совершалась память святой Софии Слуцкой. И мы решили рассказать о комплексе работ, выполненных в кафедральном соборе Рождества Христова в г. Солигорск, левый неф которого посвящен житию Святой праведной Софии Слуцкой.
Работа над проектом началась в 2016 г. Сначала были написаны иконы в иконостас нижнего храма. Затем спроектирована, изготовлена и установлена рака для мощей святой Софии Слуцкой, украшенная изящной сенью над ней, с необычной по своей форме иконой святой, выполненной в виде креста. Свод потолка сени расписан: в центре – Спаситель, по сторонам – архангелы.
В конце ноября 2018 г. иконописцы Мастерской «Палехский Иконостас» перешли к росписям храма. Начали с притвора и уже к Рождеству Христову расписали 400 м2 храмовых стен. В феврале 2019 г. художники приступили к росписи основного храма. Одновременно с этим по нашим эскизам мозаичисты начали работать над оформлением храма. Мозаики украсили алтарь, пространство под балконом для певчих, крыльцо храма. Благодаря цветовым и орнаментальным приемам, мозаика стала гармоничным продолжением росписей.
Про росписи стоит сказать более подробно. Предварительно были проработаны эскизы. Активное участие в их создании принимали епископ Слуцкий и Солигорский Антоний и настоятель собора протоиерей Григорий Беляцкий. Была проделана сложная многоплановая работа: включены оригинальные сюжеты, детально продуманы композиционные и цветовые решения, учтена историческая эпоха.
В росписях наблюдается совмещение сразу нескольких стилей. Тон задаёт византийский стиль и присущие ему темный фон, оригинальные орнаменты. Одежды и лики написаны в палехском стиле. Также в росписях прослеживается белорусский колорит.
В трапезной части храма красный цвет символизирует руду, добычей которого славится Солигорск. Сюжеты посвящены 12 апостолам, Рождеству Иоанна Предтечи, Рождеству Богородицы, покровительнице шахтёров святой Великомученице Варваре. По благословению Владыки Антония были изображены Слуцкие пояса, являющиеся национальным достоянием Республики Беларусь.
В центральной части храма сюжеты каноничны, но в тоже время индивидуальны. Храм посвящен Рождеству Христову, поэтому в центре композиции - Рождество Христово. На Южной стене следующие сюжеты: вход Господень в Иерусалим, Тайная вечеря, Крест Господень. На северной стене – распятие Иисуса Христа и Воскресение Христово.
Левый неф посвящен основным вехам жития святой Софии Слуцкой: рождению, венчанию, паломничеству, прославлению и успению. Святая София написана в академическом стиле в тех костюмах, в которых она обычно изображалась на портретах. На западной стене левого нефа написан Собор Белорусских святых, которые держат в руках карту Белоруссии. Правый неф посвящен семи церковным таинствам. Отличительной особенностью работы стало то, что художники изобразили в сюжетах местночтимых белорусских святых. Далее следует ряд тезоименитых святых: с одной стороны – белорусские мужи, с другой – белорусские жёны.
Помимо основного, был расписан крестильный храм в честь Иоанна Предтечи, а также трапезная и ряд других помещений храмового ансамбля.
Нижний храм полностью расписан в палехском стиле. Сюжеты: Иисус Христос и дети, Христос крестит детей. Поскольку освещение здесь полностью искусственное, акценты расставлены за счёт цвета, орнаментов и архитектурных элементов. Потолок богато украшен золотом. По центру - сияние с лучами, по бокам – херувимы. Площадь потолка нестандартная, поэтому роспись выполнена общим фризом, от потолка до цоколя.
Если говорить о колористическом решении, то акценты расставлены за счет золота. Примерно 30% всей живописи – золотые фоны.
Мастерской «Палехской Иконостас» также расписана очень большая площадь вспомогательных помещений (коридоры, трапезная, гостевая комната, кабинеты и др.), написан весь праздничный ряд аналойных икон, изготовлен и расписан рождественский вертеп.
Ещё одна особенность внутреннего убранства собора – в нём нет подсвечников. Чтобы избежать копоти и на более долгий срок сохранить первозданную красоту росписей, было предложено и реализовано специальное пространство, т.н. свечной шкаф, где верующие могут поставить свечи. Современная система вытяжек, специально спроектированная и выполненная для этого храма, делает пространство удобным и безопасным.
Таким образом, к середине декабря 2019 г. Мастерской «Палехский иконостас» были завершены все работы. Расписан основной и крестильный храмы, трапезная и ряд других помещений храмового ансамбля. Общая площадь росписей составила более 5500 м2, мозаики - более 500 м2. Т.е. менее чем за 13 месяцев Мастерской «Палехский Иконостас» были выполнены художественные работы общей площадью более 6000 м2. Над росписями храма трудилась бригада, временами состоящая из 50 художников. Любопытно, что для золочения фонов, нимбов и одежд святых израсходовано без малого 3000 книжек сусального золота. Но никакие цифры не заменят ту душевную радость, которую испытываешь, как только оказываешься в этом удивительно благодатном соборе!