Зачастую заказчики мастерской «Палехский Иконостас» находятся за тысячу километров от небольшого посёлка в Ивановской области и не могут отследить каждый этап производства будущего иконостаса. «Глазами заказчика» становится коммерческий отдел, руководителем которого является дочь одного из основателей Мастерской Ольга Анатольевна Бовтюнь. Юрист по образованию, работала в Мастерской курьером, позолотчиком, помощником руководителя, менеджером заказов. На сегодняшний день её усилиями создана сильная команда менеджеров, ведущих проекты.
- Ольга, насколько я знаю, Вы родились в семье художников в нескольких поколениях. Было желание попробовать себя на этом поприще?
- Да, мне посчастливилось родиться в такой семье. Но сама никогда себя не видела в роли художника. Я, конечно, пыталась рисовать, почти четыре года отдала художественной школе. Но поняла, что это не моё. Не могу сидеть на одном месте. Мне нужна энергия.
- Вы с детства такая энергичная? Помогали родителям, когда Мастерская только открылась? Сколько Вам было тогда?
- 10 лет. Над первым иконостасом работали в семейном гараже. Рабочие были, на тот момент, приезжими, поэтому жили у нас в доме. Маме приходилось помимо того, что писать иконы, ещё и готовить обеды и ужины на всех. Конечно, я ей помогала. Мы были как одна семья. Каждый вечер вместе ужинали. А ещё я помогала маме «творить» краски. Было интересно. Я понимала, что оттого, что я делаю, зависит результат работы людей, и я нужна им. Когда стала постарше, работала курьером в офисе. Тогда не было электронной почты, был только факс. Заказчикам и поставщикам материалов писали письма. Я их разносила.
- А как складывался Ваш дальнейший путь в Мастерской?
- Когда оканчивала институт, Мастерская сдавала проект в Одинцово. Для Собора Святого Великомученика Георгия Победоносца был изготовлен иконостас размером 25,6*14,4 метров. Объем работ был очень большой, а людей не хватало. Мне дали шанс проявить себя, и я его не упустила. Работали большой дружной бригадой. Мне доверили золочение тела иконостаса.
- А до этого занимались золочением?
- Золотила рамки, резьбу. Но на таком ответственном проекте была впервые. Когда сдали проект, Анатолий Владимирович (прим. – один из основателей Мастерской, отец О.А.Бовтюнь) предложил мне место помощника руководителя. Просто попробовать. Предложение приняла и осталась здесь навсегда. Это было в 2007 г.
- Сейчас Вы - руководитель коммерческого отдела. Расскажите о своем пути роста в Мастерской?
- Наши заказчики – настоятели храмов, серьёзные, требовательные люди. Поначалу было непросто. Но в процессе работы пришло понимание, что они – обычные люди, такие же, как и мы с Вами. У них тоже есть свои проблемы. И, заказывая иконостас для храма, они, по сути, делают его себе домой. Храм - место, где они находятся, порой, круглые сутки. Со временем появился опыт работы, и общаться стало легче. Руководство стало мне доверять вести сначала небольшие заказы, к примеру, на иконы, а затем более ответственные – курирование проектов изготовления иконостасов. Мастерская развивалась, и со временем перешли от отдельных заказов (иконостасы, росписи, иконы) к комплексным решениям интерьеров храмов под ключ. А это не только иконостасы, росписи, иконы, но и осветительные приборы, полы, витражи, храмовая утварь, пошив облачений и т.д. Рук на всё перестало хватать. Передо мной поставили задачу формирования сильной команды.
- Вы и Ваш отец – лидеры по натуре. Как удаётся разделять личные и рабочие отношения?
- Поначалу было трудно. Но потом я даже нашла в этом плюсы. Поскольку мы родственники, оказалось, что мы мыслим в одном направлении. Папа может только подумать о том, что нужно сделать, а я уже это делаю. Конечно, это положительно сказывается на результате работы.
- Что помогло Вам создать сильную команду?
- Опыт. Я сама прошла путь от помощника до менеджера, самостоятельно сопровождающего заказы. И понимала, какие люди нужны в команду. Сама набирала и обучала всех с нуля.
- При подборе персонала на какие факторы обращали внимание: образование или человеческие качества?
- В нашей работе важно уметь находить выход из любой ситуации. Заказчик - обычный человек, и у него, как и у многих, иногда может быть плохое настроение. Нужно уметь, не обидев заказчика, объяснить объективные причины, почему в конкретной ситуации мы поступили так, а не иначе. Важно быть коммуникабельным, открытым и простым в общении. Находить ключик к сердцу каждого человека, будь то заказчик, или коллега, от которого зависит выполнение заказа в срок. Хороший менеджер должен быть исполнительным. Важно проживать каждый заказ, погружаться в него на все 1000%. Всегда нужно ставить себя на место заказчика.
- «Жить заказом» - не для каждого. Где нашли таких людей?
- На это ушло много времени и сил. Когда человек приходит в Мастерскую, если он понимает со временем, что готов связать свою судьбу с нашим производством, то это сразу видно. У него совершенно меняется мировоззрение. Он начинает переживать за каждый заказ, и в принципе в жизни становится более ответственным. Бывает, утром сотрудник приходит на работу и первым делом говорит, - Ольга Анатольевна, я всю ночь думал, как это сделать, и понял, что оптимальным будет вот такое решение. Они работой «болеют». На сегодняшний день у нас семейный отдел: Максим – мой двоюродный брат, Аня и Алёна – двоюродные сёстры друг другу.
- Есть ли поблажки «своим»?
- Со «своих» спрос ещё больше. Когда я пришла сюда, то с первых дней старалась вникать во все детали. Здесь люди опытные работали, задавали вопросы, а я не всегда знала, что отвечать. А на планёрке с меня, как правило, больше всех спрашивали.
- Какой Вы руководитель? Чего не приемлите в подчиненных?
- Это надо у моих подчиненных спрашивать, какой я руководитель, мне себя трудно оценивать. Но, мне кажется, что я - достаточно требовательный руководитель. Потому что если мне что-то не нравится, то мы будем переделывать и переписывать письмо для заказчиков до тех пор, пока меня не устроит результат. А не приемлю обмана.
Спросили у подчиненных. Анна, менеджер проектов с 6-летним стажем:
Ольга Анатольевна обладает глубокими знаниями внутренней структуры и работы производства, которые помогают ей быть эффективным руководителем. Она грамотно координирует и контролирует действия подчинённых, создавая благоприятный фон для работы всего отдела. Важная черта её, как руководителя, в период экономической нестабильности – умение быстро реагировать на изменение обстановки, самостоятельно принимать эффективные решения в условиях дефицита времени и стрессовой ситуации. Мой несменный руководитель последовательно добивается поставленных задач, грамотно организуя своё рабочее время и не позволяя себе утонуть в текучке дел. Справедливый, отзывчивый человек с сильным характером и по-женски мягким сердцем.
- Расскажите, как строится работа с заказчиками?
- Мы (прим. – я и мои менеджеры)- «глаза» заказчика на производстве. Заказчик полностью передаёт мне свои пожелания, то, как он видит будущий иконостас. А я отслеживаю, чтобы всё было выполнено без сучка и задоринки. Так детально и с пристрастием, как если бы заказчик сам был на производстве и принимал каждую деталь.
Когда иконостас готов, мы с менеджером, ведущим этот заказ, выезжаем на приёмку иконостаса и проверяем, как он собран. Если нам что-то не нравится, а мы в этом плане очень придирчивы, то иконостас не уедет, пока результат нас не устроит. Мы же отвечаем не только перед заказчиками, но и, прежде всего, перед Богом. Поэтому работа должна быть выполнена качественно и в соответствии с пожеланиями заказчика.
- А если сроки горят? Будете исправлять?
- Будем исправлять до тех пор, пока результат не устроит. Сроки определяем всегда с запасом, как минимум, 2-3х недель. На каждый процесс и этап изготовления иконостаса выезжаем, и принимаем, либо не принимаем работу. Помимо внутреннего контроля мы приглашаем на производство заказчиков, чтобы они сами увидели, как идёт работа над выполнением заказа.
- А какие складываются отношения с заказчиками?
- Поначалу когда рассказываешь о возможностях Мастерской, о коллективе в 150 сотрудников, производственных мощностях, они удивляются. К примеру, в 2018 г. к нам обратился заказчик за 3 месяца до освящения храма. Нужен был иконостас, и все предприятия ему отказывали, говоря, что в такой срок нереально изготовить иконостас. Мы приняли заказ и успели выполнить его до освящения. Это Храм Воскресения Христова в Нижнем Новгороде.
Нужно понимать, что срок изготовления иконостаса зависит от того, какой это иконостас по площади, сложности резьбы, есть ли у нас уже какие-то наработки или это уникальная разработка.
Все эти моменты мы объясняем при встрече. Мы приглашаем заказчиков на производство, и они, приезжая к нам, воочию видят наши возможности. Возникают доверительные отношения. А в дальнейшем, если у заказчика есть время и желание, он приезжает на ключевые этапы изготовления иконостаса, а если такой возможности нет, то мы в любом случае еженедельно отправляем ему фотоотчет о проделанной работе. Также в режиме онлайн через мессенджеры мы согласовываем, к примеру, цвет покраски иконостаса, элементы резьбы и т.д. А бывают заказчики, которым интересны все этапы, все детали. Сейчас, к примеру, работаем над проектом, по которому я каждое утро и каждый вечер отправляю фотографии и видео.
- Заказчики одобряют?
- Некоторые говорят, я Вам доверяю, можете не отправлять, но у нас так заведено, что каждую пятницу мы должны предоставить фотоотчёт. А бывают такие, которым интересно, что происходит. Конечно, мне не сложно поснимать, как режется резьба, или пишется икона. Я понимаю, что заказчику приятно видеть, что над его проектом работают.
- Что для Вас работа в Мастерской?
- Работа – смысл жизни и то, чем я живу. В Мастерской мы видим только детали будущего иконостаса. Затем наши монтажники приезжают к заказчику, и все детали собирают в единое изделие. В этот момент очень приятно видеть восторженные глаза заказчика. То, как он радуется. Когда люди приходят в храм молиться, то встречают там такую красоту – новый иконостас. И атмосфера в храме меняется. Иконостас – это как ребёнок, который у нас в Мастерской рождается, растёт, крепнет, взрослеет, а потом выходит в мир.
- Чему научились в Мастерской?
- Главное, что я открыла для себя и чему научилась – к каждому человеку необходим свой подход. С одним надо помягче, с другим, наоборот, построже. Я ежедневно чему-то учусь на работе. Постигаю новое, неизведанное, интересное.
- Вы сказали, что для Вас работа – это смысл жизни. А семья?
- Как же без семьи?! Сын любит приходить ко мне на работу. Ему 7 лет, но он уже мне помогает. И каждый раз интересуется, - Мам, что нового у Вас на работе? Когда приходит, я его обязательно по всем подразделениям проведу, к примеру, зайдём к резчикам, посмотрим, как станок ЧПУ работает. Ему интересно! Ну и, конечно, я не 24 часа в сутки работаю. Работа - это важная часть жизни, но, как только перешагиваю порог дома, переключаюсь. И дома я - просто мама и жена.
- Вы хотели бы, чтобы Ваш сын здесь работал?
- Мне бы хотелось, чтобы работа в Мастерской стала делом его жизни. Но, конечно, это будет только его выбор.
- Вы начинали с курьера. Доросли до руководителя коммерческого отдела. Куда дальше?
- Время покажет. Пока мне моей должности хватает. Помимо руководства проектами и отделом, я курирую направление продвижения. Мы запустили новый сайт, интернет-магазин. Работы много. Практически 100% своего времени я загружена здесь, и у меня даже минуты свободной нет, чтобы подумать, чем бы я ещё могла заняться. Работа-дом, дом-работа, и ещё учеба в первом классе (прим. – уроки с сыном на дому ввиду закрытия школ)!
- Учёба в первом классе – самое сложное?
- На самом деле, да! Я никогда не думала, что учиться в школе так трудно! И еще сложнее - не только проверять домашнюю работу, но и быть (пусть и временно) учителем на дому. Помогать решать задачки и писать диктанты…
- В самом начале интервью Вы сказали, что Вам посчастливилось родиться в такой семье. На Ваших глазах создавалась Мастерская. Как оцениваете этот период для Вашей семьи с позиции сегодняшнего дня?
- Организация мастерской «Палехский Иконостас» - становление с нуля. Не было никакого фундамента. Была только вера в то, что с Божией помощью всё получится. Мои родные без каких-либо вложений, собственным трудом смогли создать в поселке с населением в 5 тысяч человек такую Мастерскую, которая известна на всю Россию. Предпринимательские качества моих родных, отца, дяди, действительно достойны восхищения.
- Вы затронули вопрос веры. Работа в Мастерской изменила Вас? Способствовала духовному росту?
- Я с детства хожу в храм. Работа в Мастерской, конечно, меняет, а, зачастую, и преображает людей. Когда заказывают, например, икону святого, начинаешь изучать его житие, и, невольно, проникаешься подвигом святого. Это духовно обогащает. Своего ребёнка, я стараюсь воспитывать также. Мы каждое воскресение ходим в храм, причащаемся. И пока сын маленький, пока он не сопротивляется, я буду это делать. А когда он вырастет, он сам решит, что ему это действительно нужно. Как без веры жить? На кого тогда надеется, если не на Господа?
Май 28, 2020