Один Туров и один Палех.

Мы продолжаем изучать географию православного мира вместе с мастерской «Палехский иконостас». На этот раз о выполненных художниками работах рассказывает настоятель собора в честь прпп. Кирилла и Лаврентия Туровских, не так давно возведенного в Беларуси, в городе Туров, протоиерей Василий Пытель.

- Расскажите, пожалуйста, о вашем храме и о городе Туров.

- Туров – очень древний город. Он был одним из центров Древней Руси, значимым пунктом на пути «из варяг в греки». В XI веке здесь была создана самая древняя на территории Белоруссии книга – Туровское Евангелие. Туровской епархии уже 1013 лет. При жизни святителя Кирилла Туровского, в XII столетии, в ней действовало 85 храмов и 4 монастыря. А сейчас у нас всего два храма. До 2010 года и вовсе была только небольшая деревянная кладбищенская церковь Всех святых, единственная, не закрытая в ХХ веке. Митрополит Минский и Слуцкий Филарет благословил правящему архиерею Гомельской и Жлобинской епархии владыке Стефану возвести в Турове новый кафедральный собор в честь святителей Туровских. Храм строили с 2010 по 2013 годы, но отделку верхней церкви начали лишь в октябре 2017 года – и к маю 2018 завершили. Помимо того, что верующим нужен просторный храм, в строительстве этой церкви есть еще один очень важный смысл. Первый кафедральный собор в Турове был возведен еще в домонгольские времена, святителем Кириллом. Очень важно было восстановить и продолжить эту древнюю традицию. Поэтому и архитектуру нашего собора разработали по мотивам домонгольского храма, возведенного святителем Кириллом Туровским. Впрочем, новый храм немного меньше старинного. Когда-то святой Кирилл возвел в Турове собор, а теперь мы построили собор во имя самого святителя.

- Художники мастерской «Палехский иконостас» предложили отразить в стенописи житие святителей Кирилла и Лаврентия Туровских. Эта идея понравилась вам сразу?

- Изначально у нас такой мысли не было, мы думали о совсем других сюжетах. Мастера из Палеха разработали для нас эту иконографию – кажется, до них житие этих святых в стенописи никто не воплощал, либо эти сюжеты не дошли до нашего времени. Получилось очень достойно, красиво, радостно, читаемо! Древний маленький город Туров входит в число главных исторических мест Беларуси. Здесь бывает немало туристов. И каждая группа посещает наш собор. Экскурсоводы рассказывают гостям, особенно школьникам, о деятельности святителей Кирилла и Лаврентия, и когда они приходят в храм, то видят в стенописи яркие иллюстрации к этому рассказу.

- Какие еще работы, помимо росписи стен, выполнили в вашем храме мастера из Палеха?

- Они создали все церковное убранство: утварь, киоты, иконы, отделку иконостаса. Когда меня спрашивают, почему мы выбрали именно «Палехский иконостас», я отвечаю: «Один Туров и один Палех». Слава Богу, что мы соединили эти две истории, две традиции. К тому же, сотрудники этой мастерской – настоящие профессионалы, они вложили в благоукрашение нашего храма умение и душу. Хочется отметить, что сочетание стенописи, икон, утвари, иконостаса, созданных одной мастерской, под общим художественным руководством, дает особую гармонию. Элементы не просто сочетаются, они продолжают друг друга, создавая цельную картину. Кстати, с «Палехским иконостасом» сотрудничает искусствовед, научный сотрудник музея прп. Андрея Рублева, Жанна Григорьевна Белик, так что создаваемые ими композиции имеют научное обоснование.

- Храм украсился витражами. Расскажите о них. Почему было принято такое художественное решение?

- Витражи смягчают свет, который падает из окон, это очень важно для восприятия стенописи. На них мы изобразили святых, деятельность которых была ключевой в истории Беларуси. Окна с витражами начинают и заканчивают сюжетные линии, отраженные на стенах.

- В росписи храма можно увидеть изображения необычных крестов. О чем они говорят?

- По преданию, в Х веке, после Крещения Руси, равноапостольный князь Владимир направил в город Туров, который тогда был одним из форпостов язычества, десять больших каменных крестов. Тысячу лет эти кресты стояли на Замковой горе, возле кафедрального Троицкого собора. В 1930-е годы по приказу властей их разбили. Камни побросали в реку и, по свидетельству наших старых прихожан, очевидцев тех событий, ее вода окрасилась в цвет крови. Но три креста разбить не удалось. Их бросили в воду незначительно поврежденными – и чудесным образом каменные кресты весом около тонны всплыли на поверхность в нескольких километрах от того места, где их пытались утопить. Один из них теперь стоит возле нашего храма. Анатолий Владимирович, руководитель мастерской, предложил изобразить эти кресты на фресках, украшающих собор.

- А еще приходилось слышать о «растущих» крестах…

- На Борисоглебском кладбище, там, где раньше был Борисоглебский монастырь, в котором подвизался свт. Кирилл, происходит чудо. Из земли выходят два креста – причем размеры их увеличиваются не только в высоту, но и в ширину, поэтому их называют растущими. Можно предположить, что эти кресты скрыли в земле благочестивые люди, спасая их от богоборческой власти, а теперь земля постепенно выдавливает их на поверхность. Но почему они увеличиваются в ширину...

- Во время работ по благоукрашению храма в нем совершались богослужения?

- Мы служили в нижнем храме, а художники с утра до позднего вечера трудились над благоукрашением верхнего. Никто никому не мешал. За полгода они успели сделать все: от проекта и промывки стен – до завершения убранства. Я был с ними почти каждый день. Любовался, как постепенно украшается храм, как на стенах появляются сюжеты, орнаменты… Смотрел, как все это делается – мне было очень интересно.

- В благоукрашенном верхнем храме уже проводятся богослужения?

-  Первая служба в верхней церкви состоялась 10 мая – это было Всенощное бдение в день свт. Кирилла Туровского. В праздничной Божественной литургии приняли участие несколько архиереев, возглавил богослужение Митрополит Минский и Слуцкий Филарет. Его Высокопреосвященство подчеркнул, что художественные работы выполнены великолепно, а иконопись необычна и очень правильно сделана, так что даже нельзя пожелать ничего лучшего. Владыка выразил свою благодарность мастерам.

О работе, выполненной в храме прп. Кирилла и Лаврентия Туровских, рассказала Наталья Владимировна Влезько, главный художник мастерской «Палехский иконостас».

- Наталья Владимировна, расскажите, пожалуйста, о программе росписи храма в г. Туров.

- Стенопись, посвященная житиям святителей, располагается вокруг изображений Туровских крестов, которые мы написали в центре северной и южной стен. На фоне этих крестов изображены святители Кирилл и Лаврентий Туровские. Крест является как бы замком сюжетной живописи. В куполе храма мы написали Вознесение Христово, а над иконостасом – Воскресение. На западной стене, над балконом, мы поместили композицию Поклонения Кресту сонма святых. Всех святых Белорусских изобразили на большой иконе, которую поместили в киот.

- Какова стилистика стенописи?

- Мы выбрали фрязь – стиль, переходный между древнерусским и более поздним академическим. Храм достаточно светлый. Иконостас белый и мы старались его ничем не затемнить, поэтому применяли холодные тона: голубые фоны, кое-где охру...

- Витражи дополняют композицию стенописи?

- Витражи на северной и южной стенах – это продолжение сюжета поклонения Кресту. В окнах мы разместили образы равноапостольных Кирилла и Мефодия, а также святых, просиявших на Белорусской земле приблизительно в те же годы, что и святители Кирилл и Лаврентий. На восточной стене в витражах – сюжетная композиция Благовещения в развернутом варианте: в одном окне Благовещение у колодца, а в другом – ангел приносит хлеб Пресвятой Богородице во время Ее пребывания в Иерусалимском храме. Для витражей мы создали эскизы, но изготавливала их другая мастерская.

- Киоты и иконостас храма украсили интересные образы?

- На выходе из храма поместили две необычных иконы: ангел, записывающий грехи людей и ангел, изглаживающий эти грехи из книги. Образы Правды Божией и Милости Божией. Подобный сюжет присутствует в стенописи одного из старинных храмов Ярославля. Для местного ряда иконостаса мы написали иконы наиболее почитаемых белорусских святых: преподобной Евфросинии Полоцкой, святителей Кирилла и Лаврентия, прп. Софии Слуцкой, новомучеников. На оборотной стене иконостаса разместили праздничные аналойные иконы – 12 двунадесятых праздников. Их удобно снять и положить на центральный аналой – а все остальное время у них есть место, так что настоятелю не надо думать, где их хранить, а главное – на эти иконы молятся круглый год и они украшают собой алтарь. Также для Алтаря мы написали образ Спасителя «Добрый пастырь».

- Применялись ли в благоукрашении храма белорусские орнаменты?

- Да. В чеканке, украшающей фоны икон. Мы адаптировали для этого несколько вариантов белорусских орнаментов, предложили их батюшке, и он выбрал тот, который можно увидеть сегодня. Соответствует вкусам жителей Беларуси и колорит церковного убранства: его яркость, обилие белого, красного, зеленого цветов.

Беседовала Алина Сергейчук

Авг 1, 2018 | Благоукраситель, № 64

http://rusiz.ru/2018/08/01/odin-turov-i-odin-palex/




Последние статьи

Цех металлообработки. История создания.
История становления и развития Мастерской состоит из таких моментов: - А Вы можете выполнить такой заказ? У Вас есть ресурсы, оборудование? - спрашивает заказчик. - Да. Мы освоим технологии, закупим оборудование и выполним Ваш заказ в такие сроки, - отвечаем мы. Примерно такой диалог стал отправной точкой для создания цеха по металлообработке.
26.10.2020
Читать
Становление Мастерской «Палехский Иконостас». Люди.
В продолжение разговора о становлении Мастерской «Палехский Иконостас» с одним из её основателей Анатолием Владимировичем Влезько обсудили темы формирования и духовного преображения коллектива, работы в кризис и планы на будущее.
16.09.2020
Читать
Из чего складывается стоимость храмовых росписей в мастерской «Палехский Иконостас»?
Какова стоимость росписей за 1 м2? –первый вопрос, которые задают заказчики. А что если посмотреть на вопрос цены с позиции, из чего она складывается?
12.09.2020
Читать
Как алмаз становится бриллиантом. О формировании коллектива иконописцев Мастерской в интервью с главным художником Н.В. Влезько.
Как начинающему художнику попасть в мастерскую «Палехский Иконостас»? «Личники» и «доличники». Можно ли измерить работу художника дециметрами? Эти и другие темы разберем с главным художником Мастерской Н.В. Влезько.
17.08.2020
Читать
Художник не имеет права формально подходить к иконописи.
Иконописец мастерской «Палехский Иконостас», член Союза Художников Подмосковья Сергей Александрович Никитин об академизме, «люфте» в иконописи, работе на больших форматах и о своем пути к Богу.
14.08.2020
Читать