29 ноября 2021 г. сдали очередной проект росписи храма. Храм святого Александра Невского в Минске был расписан всего за 4,5 месяца. 750 м2 фресок в академическом письме украсили белорусский храм. Мы поговорили с настоятелем храма, протоиереем Николаем Коржичем о выбранной мастерской-подрядчике, концепции росписей, символике и, конечно, об образах св. Александра Невского в храме.
- Отец Николай, добрый день! Расскажите, как познакомились с мастерской «Палехский Иконостас»? С чего началась совместная работа?
- Около 10 лет назад мы с владыкой Филаретом были на освящении придела в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи Всехсвятского храма в Минске. Руководители мастерской «Палехский Иконостас» в числе других гостей вручили нам икону святого Николая Чудотворца. В 2018 г. я проезжал через г. Туров, посетил храм в честь святителей Кирилла и Лаврентия Туровских, оценил роспись храма, выполненную палехскими иконописцами. И когда Господь сподобил стать настоятелем Александро-Невского храма, столкнувшись с необходимостью росписи храма, обратился к Анатолию Владимировичу Влезько.
- А другие мастерские не рассматривали?
- Почему же?! Рассматривали. Но у нас было несколько факторов, по которым наиболее подходящим для нас подрядчиком стала мастерская «Палехский Иконостас». Поскольку храм-памятник истории XIX века, мы искали иконописцев-академистов высокого уровня. При этом у нас были ограничены сроки и жестко регламентированы финансовые вопросы. По этим условиям «Палехский Иконостас» оказался оптимальным подрядчиком.
Анатолий Владимирович приехал в Минск с помощниками. Оценил состояние храмовых росписей на текущий момент. И предложил два пути – поновление старых росписей или роспись храма с нуля, с проведением предварительных штукатурных работ, поскольку штукатурка находилась в аварийном состоянии. Мы остановились на втором варианте.
- Какие сложности возникали в процессе обсуждения и работы над росписями?
- Мы встречались с главным художником проекта, Сергеем Никитиным, обсуждали концепцию. Поскольку храм – военный, притвор должен напоминать об истории 119 Коломенского полка. Во втором приделе сохранилась старинная мраморная плита с именами погибших в русско-турецкой войне, поэтому неслучайно, что придел посвящен военной тематике того времени.
В главном храме нужно было заполнить пробелы. Центральная композиция – «Вознесение Господне». При разработке рисунков этот сюжет расположили в центре. Плотно работали с иконописцем Романом Пономарёвым, все нюансы, сложные моменты критично обсуждали.
Очень радостно, что Роман остался на престольный праздник, и за 5 минут до начала Божественной литургии делал последние штрихи. Он так же принял участие в освящении храма. Митрополит Минский и Заславский Вениамин вручил Роману и другим иконописцам памятные медали.
- Насколько Вы были вовлечены в процесс на этапе разработки и воплощения концепции росписи храма?
- Участвовал в процессе, но не на все 100%. Всё-таки это вопрос доверия иконописцам. Могу сказать, что сейчас храм расписан с соблюдением всех канонов. С дореволюционных времен сохранилось много намоленных икон. И важно было связать историю с настоящим. Новыми росписями художникам удалось подчеркнуть особенности храмовых архитектурных форм.
- Храм посвящен св. блгв. Александру Невскому. А в этом году мы отмечаем 800летие святого. Есть ли в храме образ святого?
- Да, конечно. Два образа святого – старинная аналойная икона с частицей мощей святого, и икона, подаренная святейшим патриархом Алексием II при посещении Белоруссии в 1995 г. В иконостасе и на храмовых стенах три ростовых иконы св. Александра Невского.
Если обратится к истории храма, 119 Коломенский полк, которому посвящен храм, формировался в разных частях российской империи, в основном из жителей Минской, Могилевской и Гродненской губернии. В росписях исторически присутствовали образы двух святителей – Стефана Пермского и Арсения Тверского, что, по нашим предположениям, связано с тем, что они были уроженцами тех мест, где в том числе формировался Коломенский полк.
- Насколько я знаю, Вы просили по возможности убрать из символики храма изображения саблей, мечей, ружей. Через какие сюжеты получилось раскрыть историю храма?
- Храм относительно небольшой, поэтому мы решили сочетать военную символику с христианской – щит с надписью «сим победиши», хоругви, лавровые венки. На мой взгляд, не стоит расставлять акценты в пользу военной символики. Для нас важна история христианства в целом. Заходя в храм, человек должен ощутить себя ближе к евангельским событиям.
Если акцентировать внимание на моментах, отправляющих нас к истории храма, в притворе изображен образ св. вмч. Георгия Победоносца, герб 119 Коломенского полка, военные сюжеты – отпевание погибших в русско-турецкой войне, причащение в госпитале раненого воина.
- Какие первые впечатления после завершения росписей? Довольны ли Вы результатом? Удобно ли Вам было работать с нашей мастерской?
- Есть ощущение завершенности внутреннего убранства храма. На мой взгляд, росписи выполнены на высоком уровне и с художественной и с богословской точки зрения.
Входишь в храм, и чувствуешь, словно «он тебя крепко обнимает» и не отпускает. Не хочется уходить. И это ключевой момент.
Я думаю, такого впечатления удалось достичь благодаря тому, что росписи гармонично вписались в архитектурные особенности храма.
Очень благодарен мастерской «Палехский Иконостас» за работу, выполненную в сжатые сроки и на самом высоком уровне.
Отец Николай, благодарим Вас за уделенное время.
Декабрь 23, 2021
Фото: Оксана Кнаус, Илья Перченко, https://nevsky.by