Заказчик утвердил вариант иконостаса. Что дальше?
Разрабатываем комплект чертежей. Чтобы правильно рассчитать нагрузку иконостаса на пол, учитываем его местоположение (первый или второй этаж храма). От этого зависит и выбор материала. Твердые породы (бук, дуб) выбираем, когда фундамент надёжный, основательный, по силе тяжести на 1 м2. Если нагрузка не должна быть большой, то изготавливаем иконостас из более мягких пород (сосны, липы).
Размер будущего иконостаса влияет и на конструкции. Если иконостас выше 3 метров в высоту и 5 метров в длину, то прорабатываются дополнительные металлоконструкции, которые обеспечивают его устойчивость. Эти нюансы обязательно учитываются в чертежах и при разработке трехмерной модели.
Как только 3D-модель иконостаса утверждена заказчиком, выполняется оставшийся комплект чертежей. Он делится на несколько томов.
4 тома чертежей.
Первый том – основной. Здесь прочерчивается каркас и скелет иконостаса. В него входят стойки, царги, щиты, ящики. Второй том посвящен рамкам икон и резьбы. В третьем детально прорабатывается резьба. Изготовлением составляющих иконостаса по этим трем этапам параллельно занимаются две бригады.
С последнего тома, как правило, начинается работа, поскольку он самый продолжительный по времени. Он включает в себя изготовление иконных досок. Подготовка поверхности под иконопись, левкашение, занимает более трех недель.
Далее комплект чертежей утверждается на художественно-техническом совете, где присутствуют руководители всех подразделений и менеджер проекта.
Производство.
Процесс начинается с изготовления тела иконостаса (прим. - все детали иконостаса, выполненные в едином ключе). Если объем иконостаса не превышает 60 м2, то сроки заготовки тела – около трех недель. Если больше 60 м2 или иконостас более сложной конструкции, имеющий много различных сеней, арок, выступающих частей, то сроки увеличиваются. После торцевания пронумерованные детали передаются в бригаду сборки. Отшлифованное тело иконостаса обкладывают плинтусами.
Одновременно изготавливаются рамки, резьба и иконные доски.
Иконостас в Астрахани. Храм Святой Живоначальной Троицы.
Сложности и сроки.
Резьбу для четырехъярусного букового иконостаса в древнерусском стиле мы впервые в полном объеме изготавливали на станках ЧПУ.
Обычно все этапы изготовления иконостаса параллельно выполняются разными бригадами. В данном проекте сначала столяра заготавливали тело. Затем в цехе ЧПУ на теле иконостаса вырезалась резьба. Далее шла подгонка.
Но, учитывая сложность и плотность резьбы, при её выполнении вручную сроки составили бы 8-9 месяцев, а на ЧПУ мы уложились всего за 6 месяцев.
Экспериментальный путь прошли в тесном сотрудничестве с заказчиком. На сегодняшний день у нас уже четыре законченных проекта, выполненных на ЧПУ.
Преимущество технологии выполнения резьбы на ЧПУ.
Резьба вырезается на теле иконостаса, за счет чего изделие получается цельным и более долговечным. Дерево – живой материал, может впитывать влагу, усыхать и т.д. Здесь мы это исключаем.
Соработничество с заказчиком.
Несмотря на 1500 км, разделяющие Палех и Астрахань, во время работы над проектом отец Константин, настоятель храма, стал нашим частым гостем. Он контролировал все этапы, включая изготовление и сборку иконостаса.
Помимо технической и художественной стороны, батюшка во всём видит духовность. В проекте есть элементы разработки, в которые заложен глубокий смысл. К примеру, сень царских врат поддерживают две руки, что символизирует сотворение мира Богом и напоминает нам о том, что всё находится в Его руках.
Кроме того, многие художественные моменты зависят от особенностей региона, где находится храм. К примеру, один из цветов флага города, для которого сейчас выполняем иконостас, - зеленый. Его заказчик выбрал основным цветом. В Астрахани главный цвет – синий. Если обратиться к иконостасам, выполненным для европейской части страны, то чаще всего это классические спокойные тона, светлые, либо мореные «под красное дерево». В каждом регионе свой менталитет и национальные особенности, которые не в меньшей степени влияют на художественное решение проекта.
Индивидуальный подход и тесное сотрудничество с заказчиком гарантирует создание иконостаса, который будет отражать историю края и подвизавшихся в нём Святых.
Август 11, 2020