Росписи – один из элементов комплексного благоукрашения храмов. Это окно в Горний мир, Евангелие в красках. И если первое, что мы видим, входя в храм – иконостас. То далее мы обращаем внимание на росписи.
Задача.
24летний опыт работы мастерской «Палехский Иконостас» показывает, что грамотное формулирование задачи – основа успешного проекта. Вторая, не менее важная составляющая, - бюджет.
Зная, какую задачу Вы хотите решить, и какими финансами располагаете, можно переходить к этапу разработки концепции проекта.
Идея. Комплексное решение.
Над разработкой концепциив нашей Мастерской трудится целая команда. Это художники, архитекторы, искусствоведы, 3d-визуализаторы.
Зачастую мы берем на себя выполнение комплекса работ, который включает гармоничное сочетание иконостаса, иконописи, росписи, киотов, осветительного оборудования, полов, храмовой мебели. Но иногда исполняем только росписи.
Если говорить о росписях, то, прежде всего, роспись должна звучать в ансамбле всего интерьера. Все мы знаем, какие сюжеты и в какой части храма должны располагаться согласно канону. Но звучание может быть совершенно разным. И здесь важна и нестандартная идея, и её творческая реализация, поиск новых решений и подходов.
Нельзя забывать о том, что через осмысление росписей происходит воцерковление, преображение людей.Поэтому, чем точнее иконописец изобразит святого на стене, тем ближе этот святой может стать обращающемуся к нему с молитвой прихожанину.
Через индивидуальный подход, поиск художественных средств и приемов, мы находим творческое решение для каждого конкретного прихода, учитывая его финансовые возможности.
После осмысления этих задач переходим к разработке системы росписи.
Команда.
Если Вы хотите заказать, допустим, мерную икону в подарок, то Вам не нужна команда. Икону может написать один иконописец.
Если же речь идёт о росписи храма, то здесь потребуется слаженная команда профессиональных художников, уровень мастерства которых должен соответствовать уровню сложности поставленных задач. Кроме того, не нужно забывать, что такая работа сложна не только в духовном плане. Физически непросто работать на лесах на высоте под куполом, к примеру. И это лишь только одна толика трудностей, с которыми сталкивается иконописец в своей работе.
Наша команда формировалась годами. На сегодняшний день в Мастерской несколько бригад профессиональных художников.
Сервис. То, что остается «за кадром».
Есть идея, программа росписей и команда, но, как правило, «за кадром» остается организация и обеспечение рабочего процесса.
Если Вы – настоятель прихода, то скорее всего у Вас вряд ли есть время отдельно заниматься этим вопросом.
Организация проживания, питания художников, доставка и монтаж строительных лесов – все эти бытовые и рабочие процессы мастерская «Палехский Иконостас» берет на себя.
Доверие.
Мир меняется до неузнаваемости, а «сарафанное радио», по-прежнему, остается одним из надёжных способов притока заказчиков. И оно не возникает на пустом месте.
Надёжный фундамент – безупречная репутация Мастерской и сотни успешных проектов по всей России и за рубежом.
Сроки.
- Горят сроки, - порой так начинается разговор с заказчиком.
Залог выполнения работы в срок – совокупность всех перечисленных выше компонентов: грамотно поставленной задачи, четко сформулированной идеи, работы слаженной профессиональной команды и обеспечения рабочего процесса.
Проработанные эскизы.
Несомненно, композиция создается на стене, и чтобы мы не делали на бумаге – это всего лишь руководство к действию. Но если мы задумываем сложные творческие решения, то они требуют более глубокой детальной проработки в эскизах. И на этом однозначно не стоит экономить.
3D-визуализация.
Визуализация, прежде всего, нужна Вам, нашим заказчикам.
Не каждый заказчик обладает пространственно-художественным воображением и может представить по эскизам, как стенопись будет выглядеть в объеме с учетом архитектуры храма. Визуализация помогает окончательно согласовать эскизы и избежать корректировок, связанных с расхождением плана и факта.
Подробнее о 3D-визуализации можно прочесть здесь - https://iconostas.ru/articles/3d-vizualizatsiya-proekta-vnutrennego-interera-khrama.
Материалы.
Краски – всего лишь материал для выполнения проекта. Они, несомненно, влияют на стоимость росписей, но несущественно. Мы пишем акрилом, маслом, темперой и силикатными красками.
Сколько золота будет в росписях храма – вопрос не столько финансов, сколько эстетики. Храм – дом Божий. И в доме Божием всё должно быть красиво, гармонично. На этапе разработки идеи, эскизирования и визуализации можно увидеть, насколько оправдано применение сусального золота в конкретном проекте.
Количество и сложность композиций.
Это могут быть однофигурные композиции, либо многофигурные, сложносоставные. К примеру, если храм посвящен преподобному Серафиму Саровскому, в росписях мы отразим все вехи жития святого. Также мы можем наполнить композиции сложной архитектурой, пейзажем.
И стоимость как раз зависит от трудозатрат, т.е. от того, сколько времени художник тратит на роспись условной площади. На простой пейзаж или пейзаж с детальной проработкой потребуется разное количество времени, поскольку сложность работ в этих двух случаях будет отличаться.
Сложность в росписи – совокупность выполнения деталей на условную единицу площади и сложность их обработки.
Стили.
Выбор стиля определяется на этапе постановки задачи и разработки концепции проекта.
Мы работаем в разных стилях: древнерусском, палехском, фряжском, академическом, византийском.
Главный художник генерирует идею, а бригада, работающая в определённом стиле, её реализует.
Гибкий подход.
Наша задача – выслушать заказчика, учесть его пожелания, но при этом сделать так, чтобы было не стыдно перед людьми и перед Богом.