25 лет храму, 15 лет – иконостасу и дружбе. Палех и Набережные Челны.

В 2021 году храму преподобного Серафима Саровского в Набережных Челнах исполняется 25 лет. 15 лет – дружбе мастерской «Палехский Иконостас» в лице руководителя Анатолия Владимировича Влезько и настоятеля храма протоиерея Михаила Гречко.

главное-1.jpg

- Отец Михаил, здравствуйте! Расскажите, как впервые познакомились с работами мастерской «Палехский Иконостас»?

- Давно это было! Я припоминаю, что знакомство началось с икон храма Рождества Христова в Набережных Челнах. Меня так умилила иконопись, что через моего друга, настоятеля храма Косьмы и Дамиана, о. Олега Богданова я узнал, кто писал иконы.

Пригласил Анатолия Владимировича Влезько, руководителя Мастерской, познакомился, и с тех пор, с 2005 г. началось наше плодотворное сотрудничество. Заказали иконостас, иконы, киоты, аналои и другие элементы храмового убранства. В 2006 г. храм освятили.

Когда мы увидели, насколько четко, слаженно, качественно, ответственно организована работа Мастерской, захотелось идти вместе дальше. Следующим этапом стала роспись храма. В 2012 г. были расписан основной храм и часовня в честь архангела Михаила, и выполнено её убранство.

- С момента изготовления и установки иконостаса прошло 15 лет. Как с течением времени оцениваете качество работы? История не знает сослагательного наклонения, но всё же, если бы была такая возможность, хотели бы что-то поменять?

- Вы знаете, я смотрю на этот вопрос с точки зрения священника. Существует промысел Божий. Господь дал нам этот момент, чтобы мы работали, сотрудничали, благоукрашали этот храм. Господь, святой Серафим Саровский умудрил. И всё это вылилось в такую работу, даже больше не работу, а дружеские отношения с руководством, коллективом, и всеми, кто работает в мастерской «Палехский Иконостас». И сейчас у нас очень красивое храмовое убранство – иконостас, киоты, иконы. И слава Богу, что Господь так управил, и у нас есть вот такая жемчужина. Быть может нескромно будет сказать, но, на мой взгляд, у нас один из самых лучших храмов в г. Набережные Челны, если говорить о храмовом убранстве – росписях, иконостасе.

22155411_b.jpg

- Были ли какие-то трудности в обслуживании иконостаса за этот период времени?

- Росписи храма выполнялись в 2012 г., т.е. через 6 лет после сдачи иконостаса. На подготовительном этапе стало понятно, что нужны штукатурные работы. Демонтировать иконостас полностью не было возможности. Но для его сохранения были приняты очень грамотные инженерные решения, организована вентиляция, отток и приток воздуха, за счет чего удалось сохранить иконостас.

Есть естественные процессы, износ по истечении времени, например, позолота стирается, но это же не значит, что некачественно было сделано, это значит, что нужно бережно относится и правильно ухаживать за изделием.

- Отец Михаил, бывает со временем, на стенах образуется копоть, росписи портятся. Вам это знакомо?

- Мы изначально пошли по примеру Афона - вынесли подсвечники из храма, чтобы сохранить росписи. Подсвечники разместили в притворе, организовали вытяжку. И такое решение себя оправдало. Возможно, мы потеряли в свечах, но зато смогли сохранить росписи.

- А как прихожане отнеслись к такому решению?

- Никто ведь не мешает помолиться со свечой перед иконой почитаемого святого, а затем поставить свечку в притвор. Сначала это вызывает какие-то недопонимания, но, когда объясняешь про копоть, люди потихоньку понимают и смиряются.

- Из вашего рассказа следует, что храмовое убранство осталось неизменным?

- Понимаете, тут вопрос отношения. Оно должно быть добрым, бережным, с соблюдением правил ухода за фресками, иконостасом, киотами. Здесь вопрос контроля, отношения к труду мастеров «Палехского Иконостаса» и тем людям, которые в свое время профинансировали проект. Мы ценим это и относимся к таким вещам максимально трепетно и бережливо.

- Продолжается ли работа над убранством храма?

- Всё упирается в финансирование. На данный момент у нас идет обсуждение по работе над благоукрашением другого храма. Но это вопрос времени и финансов.

А что касается храма Серафима Саровского, я порой стою в храме и думаю, Господи, сколько еще работы, где бы взять финансы на все?!

- Отец Михаил, и заключительный вопрос – допустим, Вы встречаете друга, к примеру, настоятеля прихода, и он Вам говорит, - есть задача – расписать храм, изготовить иконостас, написать иконы, нужна надежная мастерская. Кого порекомендуете?

- Знаете, к нам многие приезжали, смотрели роспись, храмовое убранство. Когда в округе нет ничего, и вдруг появляется жемчужина, людям интересно посмотреть на работу и узнать, кто же сотворил такую красоту. Татарстан, Пермский край, Чувашия… Мы тут разговаривали с Анатолием Владимировичем, и выяснилось, что другая мастерская сделала в Перми такой же иконостас.

- Вы расстроились?

- Нет. Скорее огорчился, что у людей нет своих идей. С другой стороны, люди, как правило, копируют хорошую работу.

Если отвечать на Ваш вопрос, то я всегда говорю о том, что в мастерской «Палехский Иконостас» есть возможность выбора. Когда мы начинали работать, нам предоставили три варианта иконостаса по отделке и цене. И хотя были сомнения, но при обсуждении выбрали самый красивый и дорогой вариант. Какой действительно на душу лёг. Мы подумали, ну да, потратимся, ну где-то ужмемся, но лучше сделать красиво и надолго, чтобы это радовало сердце, глаз и душу.

- Отец Михаил, Вы неоднократно подчеркивали важность дружеских отношений. Но если речь идёт о работе, на первый план выходит профессионализм, не так ли?

- Всё верно, полностью с Вами согласен. Только жизнь показывает, что если люди - порядочные в дружбе, в жизни, то на работе они такие же.

- Отец Михаил, спасибо Вам большое за интересную беседу. От лица мастерской «Палехский Иконостас» поздравляем Вас и Ваш приход с 25-летием храма.

Апрель 29, 2021

Последние статьи

Наша работа – это тихая молитва.
О значимых проектах росписи храмов, молитве, духовном и профессиональном росте поговорили с иконописцем мастерской «Палехский Иконостас», Иваном Тимофеевым.
25.02.2021
Читать
Создание сакрального пространства. Теория и практика.
Два дня лекций А.М. Лидова, автора концепции иеротопии, науки о создании сакральных пространств – весомый багаж новых знаний для художников и архитекторов мастерской «Палехский Иконостас».
26.01.2021
Читать
Очень важно, чтобы храм был выполнен одной рукой.
Как строится работа с инвестором? О чем всегда нужно помнить при создании храмового пространства? Дух времени, или каким должен сейчас быть лик Спасителя? На эти и другие темы поговорили с настоятелем храма Святой Живоначальной Троицы в г. Астрахань, о. Константином Осацким.
23.12.2020
Читать
Храм Святой Живоначальной Троицы – символ новой Астрахани.
Как родился замысел проекта внутреннего интерьера храма? Как удалось донести свою идею подрядчику? Возможно ли приблизиться к работам таких иконописцев, как Андрей Рублев, Дионисий? Эти и многие другие темы обсудили с отцом Константином Осацким, настоятелем храма Святой Живоначальной Троицы.
16.12.2020
Читать
Цех металлообработки. История создания.
История становления и развития Мастерской состоит из таких моментов: - А Вы можете выполнить такой заказ? У Вас есть ресурсы, оборудование? - спрашивает заказчик. - Да. Мы освоим технологии, закупим оборудование и выполним Ваш заказ в такие сроки, - отвечаем мы. Примерно такой диалог стал отправной точкой для создания цеха по металлообработке.
26.10.2020
Читать