4 тома чертежей или зарисовки о том, как воплощался проект иконостаса в Астрахани.

Представьте, идея иконостаса существует не только в воображении художника, архитектора и заказчика, она уже воплощена в эскизах, и утверждена заказчиком. Остается только начертить, и передать чертежи в производственные цеха тем, кто и будет претворять задумку в жизнь.

5.jpg

Заказчик утвердил вариант иконостаса. Что дальше?

Разрабатываем комплект чертежей. Чтобы правильно рассчитать нагрузку иконостаса на пол, учитываем его местоположение (первый или второй этаж храма). От этого зависит и выбор материала. Твердые породы (бук, дуб) выбираем, когда фундамент надёжный, основательный, по силе тяжести на 1 м2. Если нагрузка не должна быть большой, то изготавливаем иконостас из более мягких пород (сосны, липы).

Размер будущего иконостаса влияет и на конструкции. Если иконостас выше 3 метров в высоту и 5 метров в длину, то прорабатываются дополнительные металлоконструкции, которые обеспечивают его устойчивость. Эти нюансы обязательно учитываются в чертежах и при разработке трехмерной модели.

Как только 3D-модель иконостаса утверждена заказчиком, выполняется оставшийся комплект чертежей. Он делится на несколько томов.

4 тома чертежей.

Первый том – основной. Здесь прочерчивается каркас и скелет иконостаса. В него входят стойки, царги, щиты, ящики. Второй том посвящен рамкам икон и резьбы. В третьем детально прорабатывается резьба. Изготовлением составляющих иконостаса по этим трем этапам параллельно занимаются две бригады.

С последнего тома, как правило, начинается работа, поскольку он самый продолжительный по времени. Он включает в себя изготовление иконных досок. Подготовка поверхности под иконопись, левкашение, занимает более трех недель.

Далее комплект чертежей утверждается на художественно-техническом совете, где присутствуют руководители всех подразделений и менеджер проекта.

Производство.

Процесс начинается с изготовления тела иконостаса (прим. - все детали иконостаса, выполненные в едином ключе). Если объем иконостаса не превышает 60 м2, то сроки заготовки тела – около трех недель. Если больше 60 м2 или иконостас более сложной конструкции, имеющий много различных сеней, арок, выступающих частей, то сроки увеличиваются. После торцевания пронумерованные детали передаются в бригаду сборки. Отшлифованное тело иконостаса обкладывают плинтусами.

Одновременно изготавливаются рамки, резьба и иконные доски.

Иконостас в Астрахани. Храм Святой Живоначальной Троицы.

8.jpg


Сложности и сроки.

Резьбу для четырехъярусного букового иконостаса в древнерусском стиле мы впервые в полном объеме изготавливали на станках ЧПУ.

Обычно все этапы изготовления иконостаса параллельно выполняются разными бригадами. В данном проекте сначала столяра заготавливали тело. Затем в цехе ЧПУ на теле иконостаса вырезалась резьба. Далее шла подгонка.

Но, учитывая сложность и плотность резьбы, при её выполнении вручную сроки составили бы 8-9 месяцев, а на ЧПУ мы уложились всего за 6 месяцев.

Экспериментальный путь прошли в тесном сотрудничестве с заказчиком. На сегодняшний день у нас уже четыре законченных проекта, выполненных на ЧПУ.

Преимущество технологии выполнения резьбы на ЧПУ.

Резьба вырезается на теле иконостаса, за счет чего изделие получается цельным и более долговечным. Дерево – живой материал, может впитывать влагу, усыхать и т.д. Здесь мы это исключаем.

Соработничество с заказчиком.

Несмотря на 1500 км, разделяющие Палех и Астрахань, во время работы над проектом отец Константин, настоятель храма, стал нашим частым гостем. Он контролировал все этапы, включая изготовление и сборку иконостаса.

Помимо технической и художественной стороны, батюшка во всём видит духовность. В проекте есть элементы разработки, в которые заложен глубокий смысл. К примеру, сень царских врат поддерживают две руки, что символизирует сотворение мира Богом и напоминает нам о том, что всё находится в Его руках.

Кроме того, многие художественные моменты зависят от особенностей региона, где находится храм. К примеру, один из цветов флага города, для которого сейчас выполняем иконостас, - зеленый. Его заказчик выбрал основным цветом. В Астрахани главный цвет – синий. Если обратиться к иконостасам, выполненным для европейской части страны, то чаще всего это классические спокойные тона, светлые, либо мореные «под красное дерево». В каждом регионе свой менталитет и национальные особенности, которые не в меньшей степени влияют на художественное решение проекта.

Индивидуальный подход и тесное сотрудничество с заказчиком гарантирует создание иконостаса, который будет отражать историю края и подвизавшихся в нём Святых.

Август 11, 2020

Последние статьи

Становление Мастерской «Палехский Иконостас». Люди.
В продолжение разговора о становлении Мастерской «Палехский Иконостас» с одним из её основателей Анатолием Владимировичем Влезько обсудили темы формирования и духовного преображения коллектива, работы в кризис и планы на будущее.
16.09.2020
Читать
Из чего складывается стоимость храмовых росписей в мастерской «Палехский Иконостас»?
Какова стоимость росписей за 1 м2? –первый вопрос, которые задают заказчики. А что если посмотреть на вопрос цены с позиции, из чего она складывается?
12.09.2020
Читать
Как алмаз становится бриллиантом. О формировании коллектива иконописцев Мастерской в интервью с главным художником Н.В. Влезько.
Как начинающему художнику попасть в мастерскую «Палехский Иконостас»? «Личники» и «доличники». Можно ли измерить работу художника дециметрами? Эти и другие темы разберем с главным художником Мастерской Н.В. Влезько.
17.08.2020
Читать
Художник не имеет права формально подходить к иконописи.
Иконописец мастерской «Палехский Иконостас», член Союза Художников Подмосковья Сергей Александрович Никитин об академизме, «люфте» в иконописи, работе на больших форматах и о своем пути к Богу.
14.08.2020
Читать
Становление Мастерской «Палехский Иконостас». Производство.
Более 300 иконостасов и множество расписанных храмов по всей России и за рубежом – результат работы мастерской «Палехский Иконостас» за 24 года. Какой путь пришлось пройти, прежде чем достичь такого успеха? О становлении Мастерской поговорили с одним из основателей, Анатолием Владимировичем Влезько.
10.08.2020
Читать