ЧПУ станки – благо или попытка унифицировать производство?

 Мы живем в эпоху цифровизации, которая на сегодняшний день охватывает практические все сферы жизни. 3D моделирование прочно вошло в нашу жизнь. И сегодня мы решили обсудить с модельщиком Мастерской «Палехский Иконостас» Александром Руслановичем Уткиным, как 3D моделирование повлияло на процессы проектирования и изготовления иконостасов.

IMGP0725.jpg

- Как давно Вы занимаетесь 3D моделированием? Расскажите, как попали в профессию? Получали ли какое-то специализированное образование?

- Уже порядка 15 лет я занимаюсь моделированием и программированием. На прошлом месте работы в Подмосковье столкнулся с необходимостью изучения специализированных инженерно-конструкторских программ и программ моделирования. Был получен бесценный опыт работы на дорогом профессиональном итальянском оборудовании. Это были ЧПУ-станки – станки с чиповым программным управлением, которые работают под управлением компьютеров и выполняют изготовление сложных 3D моделей. Обучался у итальянских мастеров, а в дальнейшем ездил на специализированные выставки в Европу и Южную Америку, где дополнительно проходил профессиональное обучение.

- А как оказались в Мастерской «Палехский Иконостас»?

- Мой переезд в Палех совершенно не связан с работой. Здесь жили мои деды и прадеды. Отец родился в Палехе. Поступил в институт, закончил армию и попал по распределению в Подмосковье. Так наша семья оказалась под Москвой. Но как говорят, где родился, там и пригодился. Прожив в Москве 50 лет и устав от людей, машин и суеты, решили вернуться в родной посёлок. Здесь родственники, друзья. И нисколько не пожалели. Небольшой районный центр, всё есть. Младшие дети ходят в школу. Услышав, что в Мастерской появились ЧПУ-станки, а специалистов, которые могут работать на них, нет, я предложил свою кандидатуру.

 Уткин Александр.jpg

- В чём заключается Ваша работа в Мастерской?

- Художники разрабатывают эскизы, архитекторы делают чертежи. По первоначальным зарисовкам создается первое впечатление об иконостасе: портальные элементы, колонны и т.д. Появляются зоны, где будет присутствовать резьба. Есть два способа изготовления резьбы. В первом случае модельщики лепят резьбу из пластилина. Дальше отдают её на сканирование. Мы с коллегой эти пластилиновые модели сканируем, получаем 3D оттиски, дорабатываем их и получаем трехмерные модели. Во втором случае, минуя эти операции, сразу создаем 3D модели на компьютере.

8438c0de-cd85-4959-be6d-ed9bd63a5e8a.jpg

- А какой из этих методов наиболее универсальный?

- Универсальности нет. Это разные подходы, каждый из которых имеет свои плюсы и минусы. Очень часто людям нужно увидеть модель в пластилине, когда берут, например, заготовку колонны и на неё наносят пластилиновые модели, скажем виноградную лозу. Приходит батюшка или представитель заказчика и говорит, нравится или нет. Другой заказчик ограничится утвержденным эскизом.

Нужно еще учитывать, что столярам часто приходится большие элементы создавать, например, царские врата, высотой более трех метров. Такое объёмное изделие в компьютере показать очень тяжело. Монитор ПК не передает всей визуализации, которую можно увидеть в натуре, глядя на модели.

Могу сказать одно – те детали, которые сделаны сразу, без пластилина, без сканирования, получаются намного чётче, плавне и красивее. Правда, резчики могут поспорить и сказать, что такая модель меньше похожа на натуральную. Это просто разный подход. Это как ручная работа и автоматизированная.

16422d04-8aa5-4483-8552-f42cf13c5082.jpg

- В каком подходе у Вас есть возможность реализоваться творчески?

- Я беру эскиз художника и создаю по нему модель. Идея – прерогатива художников и архитекторов. А наша задача – перевести эскизы в 3d модель.

- Как Вы считаете, ЧПУ станки – благо или попытка унифицировать производство? Что лучше: ручная работа или компьютерная, выполненная на потоке? В ручной же есть «изюмина»…

- Трудно сказать. К этой «изюмине» заказчики относятся по-разному. Один категорически заявляет, - Мне нужно, чтобы руками резали. А второй посмотрит на ручную резьбу и говорит, - Главное, чтобы было ровненько и красиво.

По поводу автоматизации смотрите, 100 лет назад люди ездили на лошадях. А сейчас все перемещаются на машинах. Это эволюция. Всё равно мы потихоньку движемся в сторону какой-то механизации практически во всех сферах.

- Значит, ЧПУ – всё-таки больше благо? Ускоряет, облегчает работу.

- Я думаю, что благо. Но, в любом случае, у каждого заказчика есть право выбора: выбрать ручную или компьютерную резьбу. Но важно понимать, что станки не смогут полностью заменить ручную работу. На станке 80% резьбы получается безукоризненной, идеальной, но остаются 20%, которые требуют ручной доработки.

IMG_20190628_114001.jpg

- Т.е. сложную резьбу на станке не произведешь?

- Это вопрос целесообразности. У нас в Мастерской трехосевые станки. К примеру, пятиосевые могут работать с резьбой практически со всех сторон, но они стоят в десятки раз дороже трехосевых станков. При этом необходимость их использования будет возникать не так часто.

- А какая производительность у станков?

- Точных цифр не скажу. Но у них производительность однозначно выше, чем у людей. Один станок одновременно делает сразу две одинаковых детали. Т.е. фактически, он заменяет, как минимум, двух человек. Но человек отработал 8 часов и пошёл домой. А станок может работать неделями. Оператор запускает несколько станков и следит за тем, чтобы всё исправно работало. При каком-то минимальном техническом обслуживании станки могут прослужить от нескольких лет до нескольких десятков лет.

Станок ЧПУ чем ещё хорош? Тем, что он сделает тысячу одинаковых мелких брошечек, с мелкой резьбой, и они все будут одинаковыми. И он с ними не устанет. Ему что большие детали резать, что маленькие – разницы нет. Одним словом, машина! А человек замучается. Он вырежет 10 штук и скажет, - Не могу больше! У меня сейчас белая горячка начнётся!

Кстати, вот один из моментов, которые я хотел отметить, - станку всё равно, какая витиеватость, мелкость, чёткость и точность резьбы нужна. Если модель хорошая, в хорошем качестве, он вырежет точную копию с этой модели, без единого изъяна. А человек сделает 10 одинаковых деталей, и все 10, если к ним приглядеться, будут, хоть немного, но отличаться.

IMG_20190628_114015.jpg

- Какое место занимает 3D моделирование в процессе изготовления иконостаса?

- Конечно, 3D моделирование - ответственный этап. Начнём с того, что оно занимает много времени. Резчики, как правило, делают свои пластилиновые модели довольно быстро. Они порой могут резать с закрытыми глазами, потому что у них уже рука заточена и резец идёт по пластилину по заданной траектории. Иногда на такую траекторию, которую резцом резчик задаёт в течение нескольких секунд, на компьютере можно потратить несколько часов.

Посудите сами, всего лишь полтора года назад фирма работала без станков и без модельщиков. Был полностью ручной труд. На сегодняшний день в Мастерской ЧПУ-станки и два профессиональных модельщика.

- Расскажите, как создавался Ваш отдел?

- Поначалу я работал один. Но примерно год назад Мастерская приобрела лазерный станок, который может гравировать и выжигать, и на выходе получаются очень красивые и оригинальные вещи. Тогда и произошло расширение отдела. Понадобился человек, который бы этот станок обслуживал.

- Что помогает Вам выполнять свою работу на высоком уровне?

- Трудно сказать. Иногда бывает, столкнёшься с тяжелым узлом, а он не получается. Вернее результат есть, но тебя он не устраивает. Тут уже вопрос самокритики и требовательного подхода к себе. Смотришь на деталь, кто-то бы оставил всё как есть, а я не могу, сижу и пока до идеального состояния не доведу, не брошу.

Кстати, помимо моделирования, я занимаюсь программированием, т.е.подготавливаю программы для ЧПУ станков.

09dce673-4255-46dd-a8eb-feb3093f9abc.jpg

- А чем больше нравится заниматься: программированием или моделированием?

- Это разные направления. Когда я устаю от программирования, то начинаю заниматься моделированием. Когда мне надоедает моделирование, я берусь за программирование. Перескакиваешь с одного на другое. Модель сделать – это одно. Модель уместить в рабочее поле и создать программу для станка – это уже другой вид деятельности. Но они очень тесно взаимосвязаны. Я пишу программу по тем моделям, которые мы подготавливаем.

- А если говорить о профиле работы, если ли разница, создавать 3D модели для промышленных зданий и для храмов?

- Конечно. Понимаешь, что люди веками будут ходить в храмы и молиться.

- Вы за преемственность в профессии? Хотели бы, чтобы Ваши дети продолжили Ваше дело?

- Наверное, да. Мне проще было бы и опыт передать и совместно поработать. Желание есть. Вопрос, как будут дети настроены на это. И будет ли это востребовано через 5-10 лет. Сейчас так всё меняется. А так, конечно, преемственность - это хорошо. Династии всегда же были в почете, начиная от сталеваров и заканчивая художниками, певцами, композиторами…

   Май 1, 2020

Последние статьи

3d-визуализация проекта внутреннего интерьера храма.
Сегодня осветим одну из важных тем - 3D-визуализация на этапе проектирования храмового интерьера. Зачем нужна? Что даёт заказчику? И кому её лучше доверить?
03.08.2020
Читать
Рекомендации заказчиков – лучший показатель нашей работы.
Сегодня слово предоставляется настоятелям храмов и монастырей, с которыми мастерская «Палехский Иконостас» уже успела поработать.
30.07.2020
Читать
Разработка концепции проекта в мастерской «Палехский Иконостас» на примере комплексного благоукрашения храма в станице Шелковская Чеченской Республики.
С чего начинается работа над проектом благоукрашения храма? Какие задачи заказчика мы решаем? Как взаимодействуем? Какие возможности, производственные мощности существуют в Мастерской «Палехский Иконостас»? На эти и многие другие вопросы заказчиков мы постараемся ответить в статье. Рассмотрим на примере проекта в станице Шелковская Чеченской Республики.
22.07.2020
Читать
Неженская профессия. Интервью с первопроходцем мастерской «Палехский Иконостас».
Начальник производства с ведущими подразделениями резьбы, ЧПУ и лакокраски, молодой специалист с недюжинным багажом знаний и умений, самоучка, Анна Ивановна Осокина поделилась, в чём секрет её успеха управления производством и мужчинами.
05.06.2020
Читать
Глаза заказчика.
Коммерческий отдел, зачастую, находится в тени славы художников и архитекторов, а, между прочим, от его работы напрямую зависит выполнение заказа в срок в точном соответствии с пожеланиями заказчика. «Глаза заказчика» в мастерской «Палехский Иконостас», Ольга Анатольевна Бовтюнь поделилась тем, как строится работа с заказчиками в семейной мастерской, что помогло создать сильную команду, и почему руководить коммерческим отделом легче, чем учиться в первом классе.
28.05.2020
Читать