Меню
Меню

Интервью с главным художником Мастерской Натальей Владимировной Влезько.

Сегодня мы поговорим с главным художником мастерской «Палехский Иконостас» Натальей Владимировной Влезько о работе в Мастерской, задачах, коллективе и немного о личном.

Наталья Владимировна, здравствуйте! Вы работаете здесь с самого основания Мастерской. Расскажите, с чего начинали, и что входит в Ваш функционал сейчас?

- Начинали мы в 1996 г. Была небольшая команда. В тот момент руководителем иконописного цеха был Андрей Дмитриев, художник из Суздаля, однокурсник основателя Мастерской Анатолия Владимировича Влезько. У Андрея была мечта написать иконы в иконостас. И эта мечта воплотилась в жизнь. Мы создали команду. Вместе работали над тремя проектами иконостасов. Но затем пришлось расстаться. Андрей не смог так долго работать вдали от семьи и родного дома и вернулся в Суздаль. Мне пришлось встать у руля. На данный момент в отделе 35 художников. В мои обязанности входит общее руководство, распределение работы, отслеживание качества и сроков. А как художник, я, в своем роде, как играющий тренер. Направляю иконописцев и в то же время сама рисую. Выполняю эскизы к проектам. К сожалению, в силу загруженности уже давно не удаётся поработать с кисточкой, написать лик, к примеру. На данный момент, я отслеживаю качество работ иконописцев, выполненных по моим эскизам. Более глобальная задача - разработка комплексной художественной концепции храмов, где важно в каждом проекте придумать что-то новое, оригинальное, не повторяться. 

- А в чём особенности работы просто иконописца и главного художника? 

- Главный художник создаёт иконописную концепцию в целом. Раньше в иконописном промысле было такое понятие – «знаменщик». Знаменщик – человек, который несёт знамя, знаменует собой начало работы. Я начинаю работу, и ответственность за сдачу проекта лежит также на мне. Отвечаю и за сроки, и за качество. 

- Наталья Владимировна, Вы сказали, что в Вашей деятельности важно привносить что-то новое в каждый проект, развиваться. Расскажите, где Вы черпаете идеи, откуда берётся вдохновение? 

- Есть такое выражение – «Художник должен быть всегда голодным». Я раньше не понимала глубокого смысла этой фразы. Почему голодным? Голод, конечно, стимулирует человека работать, не покладая рук, днём и ночью. Но зачем голодать? Что плохого в том, когда человек сыт? В этом выражении есть переносный смысл. Художник должен быть голодным до идеи, жадным до идеи. Не знаю, это дань воспитания или что-то генетическое. Но это неспокойствие, когда тебе не спится, и хочется всё время что-то познавать, придумывать, творить – в этом и есть источник всех начинаний и идей. 

На заднем плане слышу детский смех. Задаю вопрос-экспромт. 

- Скажите, как влияет на работу общение с детьми? Ведь у них своё особенное мировосприятие. 

- Дети научили меня очень многому. Прежде всего, раскрепощению. Самые мои прекрасные слушатели, самые мои благодарные зрители – это мои дети! С ними можно почудить, поиграть. И это помогает отвлечься от рутины и вдохновляет на новые идеи. 

- Наталья Владимировна, если вернуться к разговору о Вашем отделе, как Вы подбираете художников? Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать иконописец? 

- Если честно, я не выбираю художников. Они приходят сами. Иконописец должен понимать, что важно не просто быть хорошим художником, но и уметь не только слушать, но и слышать руководителя и, конечно же, быть пунктуальным. Когда художники приходят к нам работать, кто-то принимает такие условия и остается работать, а кто-то со временем не выдерживает и уходит. 

- Как Вы считаете, есть ли какие-то возможности профессионального развития в Мастерской? Растут ли у Вас люди? 

- Точки роста в нашей Мастерской есть. Кадры поощряются, взращиваются. Те, кто хочет развиваться, растут. Некоторые из сотрудников пришли к нам после художественного училища и с нуля доросли до сильных иконописцев. Другие же довольствуются тем, что уже умеют. Это очень индивидуально.

- А меняются ли они в личностном плане? 

- Я думаю, что меняются. Потому что это коллектив. И когда ты живёшь в обществе, тебе всё равно приходится следовать традициям коллектива, считаться с людьми. Иногда к нам устраиваются люди, далёкие от Церкви. И происходит преображение. Они начинают поститься в Великий пост, хотя до этого даже не задумывались. Многие стали на Крещение окунаться в купели. Мы общаемся на работе, обсуждаем смешные истории с предыдущих поездок, и некоторые просто присоединяются за компанию. А приезжая, они попадают в эту атмосферу и, не раздумывая, погружаются в ледяную воду. 

- А Вы сами окунаетесь? 

- Да. Мы даже маленьких детей окунаем. Ездим в Дунилово, в женский монастырь. Там щадящие условия: купель внутри избушки и, когда выходишь из воды, не холодно. Но сама я больше люблю экстрим. Жалко, что сейчас погода не позволяет испытывать те ощущения, когда ты выпрыгиваешь из купели, и волосы превращаются в сосульки. И ноги так и прилипают к поверхности. 

- А в духовном плане ощущаете какие-то изменения после окунания? 

- Конечно! Во-первых, ты понимаешь, что смогла это сделать! Во-вторых, после купели внутри такие ощущения: и тепло, и спокойствие разливается, и какая-то Божья благодать! Других слов не подобрать! 

- Слава Богу! Вернемся к Вашему отделу. А в коллективе только рабочие отношения или можно говорить о неформальном общении? Ведь на работе мы проводим большую часть времени. 

- Лично я отношусь «ровно» ко всем членам команды. Я считаю, что между руководителем и подчиненным должна быть определённая дистанция, субординация. Что касается коллектива, то многие художники дружат семьями, общаются в нерабочее время, проводят общие праздники, ездят в паломнические поездки. И даже с теми, кто ушёл из бригады, до сих пор поддерживают дружеские отношения. 

- Наталья Владимировна, что для Вас лично работа в Мастерской? 

- Поскольку я работаю в Мастерской с самого основания, а это, без малого, 24 года, для меня работа здесь - это вся моя жизнь. В 1996 г. мне было 29 лет. Сейчас мне 53. Лучшие годы моей жизни прошли здесь. Что такое работа в Мастерской именно для меня? Поскольку я – лидер по натуре, работа помогает мне творчески самореализовываться. Я благодарна Анатолию и Юрию (прим. – основателям Мастерской) за предоставленную возможность. Немногие женщины могут себе это позволить. В самом начале нашего пути, когда еще не было Мастерской, а я была просто художником-миниатюристом, Анатолий (прим. – муж Натальи Владимировны) разглядел во мне потенциал для дальнейшего роста и помог направить его в нужное русло. Он сказал, - «Убираться в доме и готовить мне борщ может кто угодно, а вот рисовать, как ты, не всякая женщина сможет. Поэтому давай мы наймём домработницу, а ты рисуй!». Но, конечно, мне, как обычной женщине, приходя с работы, хочется просто быть женой и мамой. И создавать в доме уют и тепло. 

- А как сказываются личные отношения на рабочем процессе? 

- Я думаю не мешают, напротив даже помогают. Один батюшка приехал к нам с женой. И жена ему долго говорила что-то о рабочих моментах. Он со смирением слушал её. А потом произнёс, - «Знаете, что я Вам скажу. Жена – это совесть мужа. Потому что все от меня что-то хотят, у всех есть какая-то либо корысть, либо субординация, либо ещё какие-то вещи по отношению ко мне. А жена скажет всё, что на духу! Она не смолчит, а скажет в любом случае, если не прилюдно, то наедине точно». 

- Наталья Владимировна, возникают ли какие-то трудности и что помогает их преодолевать? 

- Наша боль - сроки. Заказчику, как правило, нужен результат уже вчера. Приходиться искать компромисс. Сейчас мы вводим систему планирования рабочего времени художников, модернизируем технологические процессы. Одно из последних – установка нового оборудования в цех позолоты. Все эти мероприятия должны повысить эффективность работы и сократить сроки выполнения заказов. 

- Можно ли художника поставить в рамки? Как это сказывается на результате? 

- В этом подходе есть и преимущества, и недостатки. С одной стороны, ты себя чувствуешь зажатым в рамках, в т.ч. временных. Некоторые вещи ты бы сделал, но не делаешь из-за жёстких сроков. С другой стороны, когда нас не ограничивали в сроках, мы «растекались» по столу и иногда не знали меры в количестве вариантов. Главное – уметь вовремя остановиться. Иногда ты долго работаешь над проектом и уже так замусоливаешь свою работу, что она теряет свою свежесть, пропадает первоначальный замысел. И работа перестаёт нравиться. 

- Получается, нужна какая-то мера и баланс, который, фактически, Вы обеспечиваете? 

- Не всегда я. Когда меня спрашивают, - «Сколько нужно времени для этого проекта?», я отвечаю, - «Шесть месяцев». Они говорят, - «Да Вы что? Шесть месяцев? Да кто же это будет ждать? Три месяца. Больше нет». И приходится работать с реалиями. Есть задача, значит нужно её выполнять. 

- Наталья Владимировна, и заключительный вопрос. Какие цели на данный момент стоят перед Вашим отделом? 

- Глобальные планы - грандиозный проект. Это будет интересная творческая работа. Перед нами поставлена задача выполнить иконы в иконостас в соответствии со строгановскими письменами. Мы такое ещё не писали. Это интересно. 

- Наталья Владимировна, благодарим Вас за такой содержательный разговор о работе в Мастерской! Божьей помощи Вам в таком благом деле!

Март 13, 2020

Последние статьи

Как рождаются иконы.
Глазами фотокорреспондента Ивановской газеты.
19.03.2020
Читать
Жемчужина Чеченской Республики. О благоукрашении храма святой великомученицы Варвары.
17 декабря 2019 года, в день памяти святой великомученицы Варвары, архиепископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам возглавил престольные торжества в храме святой великомученицы Варвары в станице Шелковская, Чеченской Республики. Мы побеседовали с настоятелем храма иереем Сергием Коваленко.
17.12.2019
Читать
"Личники" и "доличники". Секреты мастерства палехских иконописцев.
В Палехе говорят, что каждый девятый живущий здесь — художник. Местный стиль характерен "многодельностью": на каждом фрагменте мастер обязательно ставит какую-то деталь, чтобы проработать все до конца
12.07.2019
Читать
Сочетать церковный канон и черты национальной культуры. О благоукрашении главного храма Беларуси.
Мы продолжаем рассказ о благоукрашении Храма-памятника в честь Всех святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших в г. Минск, над благоукрашением которого потрудились художники мастерской "Палехский иконостас". Об убранстве храма повествует его настоятель протоиерей Феодор (Повный).
03.04.2019
Читать
Художники, которые способны быть разными.
14 октября 2018 года, на Покров, совершилось радостное и долгожданное событие: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Великое освящение Храма-памятника в честь Всех святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших в г. Минск. На вопросы нашего корреспондента ответил настоятель храма протоиерей Феодор (Повный). 
09.01.2019
Читать