Господи, помоги нам с этим справиться, не оставь, направь наши руки во благое делание Твое.

Сегодня мы поговорим с художником Мастерской «Палехский Иконостас», членом Союза Художников России Марией Владимировной Широковой о пути иконописца, вере в Бога и о том, как важно передать её своим детям.

IMG_0906-1.jpg

- Мария, расскажите о том, как Вы пришли к иконописи? Какое образование получили? С чего начался Ваш путь в Мастерской «Палехский Иконостас»?

- Осознание того, что хочу писать иконы, пришло с периодом воцерковления, в котором большую роль сыграла моя бабушка. В то время не принято было ходить в храм. Бабушка же открыла мне таинственный мир церковных богослужений и передала любовь к иконам. Мне стало это близко и понятно, и я нашла себя. Проходя обучение в Палехском художественном училище имени М. Горького, я уже знала, что никогда не буду заниматься лаковой миниатюрой. С благословения на иконописание, полученное у о. Моисея в с. Парское, начался мой путь иконописца. В рамках программы училища мне разрешили копировать образцы иконописи, а впоследствии даже написать лики. Первой моей работой стала «Троица», икона палехского письма, которая стала результатом долгого и кропотливого труда. По окончании училища вышла замуж, родила ребёнка, а затем волею судьбы оказалась в Мастерской «Палехский Иконостас». Как сейчас помню, вот так же как с Вами сидели друг напротив друга, и первый вопрос, который задала Наталья Владимировна (прим. – главный художник Мастерской), – С какой целью Вы пришли сюда? - Я ответила, что хотела бы всему научиться, пройдя все этапы иконописания. С её слов «давайте попробуем» и начался мой путь в Мастерской «Палехский Иконостас». Тогда, в 2003 г., я попала на знаковый для Мастерской заказ – иконостас в Сарове. Перед тем, как доверить мне большую работу, Наталья Владимировна дала маленькие иконки святого Серафима Саровского, размером всего 18*21 см, чтобы понять мой уровень. Мы до сих пор так делаем – новичкам даём икону, как самостоятельную работу, чтобы понять, что человек умеет, и какой этап работы у него лучше всего получается.

Саров A9R5A82.jpg

- А с житием Серафима Саровского Вы на тот момент были знакомы? Нужно ли изучать житие святого перед написанием его лика?

- Да, конечно. Я считаю это важным этапом работы над написанием иконы. От коллектива требую, чтобы человек, когда садится за работу, то хотя бы на начальном уровне знал про того святого, лик которого он пишет, или про тот праздник, над написанием которого трудится. Иконописец должен понимать, о чём хочет рассказать людям этой работой. Это нужно пропустить через себя. Прочувствовать.

- А если речь идёт о неизвестном святом, про которого мало информации в интернете, а сроки написания его образа ограничены, как в этом случае Вы поступаете?

- На самом деле такое часто бывает: сложные или не очень понятные заказы, неизвестные святые. Включаем дополнительные ресурсы! Просматриваем много материала. Есть же ночь! Бывает, что проснешься среди ночи, и понимаешь, что надо бы вот так сделать, зацепишься за какую-то идею, образ, а утром приходишь на работу и воплощаешь! А ещё я очень люблю работать в выходные, когда в Мастерской никого нет, и никто не отвлекает. За один день могу сделать столько, сколько за неделю не сделаю.

- А как к этому относится Ваш муж и дети?

- Мужу иногда полезно побыть с детьми один денечек. Нормально относятся! За 17 лет привыкли!

- А бывают ли сложные проекты, когда решение долго не приходит, а сроки горят?

- Мы стараемся выдерживать сроки. Бывают понятные заказы, по которым есть вся информация, и ясно в каком направлении двигаться. А бывают проекты, которые месяцами вынашиваешь, и времени реально не хватает.

- Расскажите об одном из таких сложных проектов?

- В Астрахани у нас многоплановый проект. Один иконостас уже готов. Сейчас работаем над вторым. Наталья Владимировна занимается орнаментами, а я фигуры прорисовываю. Поскольку по первому проекту мы с батюшкой нашли общий язык, поняли друг друга.

IMGP1189-3 191219-3.jpg

- Что помогло?

- На самом деле нужна просто помощь Божия. Иногда идёшь в выходной в храм и говоришь, - Господи, помоги нам с этим справиться, не оставь, направь наши руки во благое делание Твое. - Искренняя молитва действительно помогает. Потому что без помощи Божией ничего не происходит.

- А в будни в храм заглядываете?

- Если душа требует, могу с утра в храм зайти, хотя бы минут на 10-15, свечки поставить, помолиться и пойти на работу. Труд иконописца подразумевает молитву. Работая над образом, ты просто просишь помощи у святых, и эта помощь обязательно приходит.

- Приходилось ли Вам создавать иконографию святых?

- Да. Например, небольшой группой мы работали в Мастерской над созданием каноничных икон с изображением Иваново-Вознесенских святых и Собора Белорусских святых. Ранее этих образов не существовало в иконографии. Бывают такие ситуации, когда святого только что канонизировали, и образ новой иконографии приходится создавать с нуля. Из последних заказов мне особенно запомнилась работа над написанием икон «Верую» и «Отче наш» для храма в станице Шелковская. Мне пришлось обратиться за советом к иерею Алексею, настоятелю Храма Смоленской иконы Божией Матери в г. Южа. Он помог мне собрать воедино каноничность образов Святой Троицы: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Мы с ним приняли решение, которое бы удовлетворяло канонам РПЦ в их изображении.

08df8ba3-4aac-45e2-9158-fc51f36a729e.jpg

42e1f3e8-1298-4658-8854-49f24c3226ef.jpg

- Давно ли иерей Алексей окормляет Мастерскую?

- Иерей Алексей Лихачёв – кандидат богословия. Закончил Московскую духовную академию. Уже давно с нами сотрудничает, выступая с лекциями. Батюшка не только разъясняет многие богословские вопросы, но и духовно направляет.

- Какие иконописные образы Вам особенно к душе?

- Я очень люблю образ Владимирской Богородицы в древнерусском исполнении. Фряжское письмо, конечно, очень сложное, красивое, но глубина всей иконописи, как мне кажется, хранится именно в древнерусских образах. В те века люди были более открытые. И это отражалось в искусстве. Иконы были глубокие, понятные, но при этом письмо оставалось простым, доступным каждому. А сейчас, благодаря западноевропейским влияниям, заимствованиям, иконы становятся более сложные. С каждым годом художники придумывают сложнейшие орнаменты, более тонкое письмо. А красота-то в простоте! Мы все равно обращаемся к древнерусским образам, и понимаем, что вопреки законам иконописи (вроде чуть глазик съехал, вроде носик не на месте), взираешь на лик, и молиться хочется. Простое, доступное и профессиональное исполнение - это как раз то, к чему должен стремиться каждый художник. А если ты не будешь обращаться за помощью к Богу в этом деле, то естественное у тебя ничего не получится.

43390fe8-ac51-4ce7-aec3-7284f37de536-1.jpg

- Расскажите, что входит в сферу Вашей ответственности в Мастерской?

- Наталья Владимировна распределяет проекты: какой-то ведёт сама, а какой-то передаёт мне. Я делаю рисунки и эскизы к проектам иконостасов и веду проекты от идеи до воплощения. Это совместная работа. Когда эскизы утверждены, то распределяем работы между людьми в коллективе.

- Сложно ли передать свою идею художникам?

- Ой, я так давно уже с ними работаю! У меня коллектив в основном постоянный, и со временем понимаешь, кому и какую работу можно поручить, у какого художника что лучше получается и как правильно его направить.

- Что Вам помогает организовывать работу художников?

- Немаловажные факторы – дисциплина и ответственность. Когда люди понимают, что они работают в команде, и один от другого зависит. И если один не выполнит свою работу или заболеет, то она перейдёт к другому. Наш коллектив уже настолько слаженно работает, что мы стараемся друг друга не подводить. Для меня очень важно, чтобы люди в коллективе меня понимали. Я их люблю и уважаю, и понимаю, что без каждого из них у нас не получится единого цельного проекта хорошего иконостаса, потому что каждый, работая над проектом, вносит частичку себя, свою душу и свой талант, который от Бога.

- Существует ли для иконописца возможность творческого проявления? Не сковывает ли Вашу свободу строгий иконописный канон? Рамки Мастерской? Задачи заказчика?

- Это напротив очень дисциплинирует. Заказчики настолько разные, с разными задачами, что приходится творчески подходить к каждому проекту. Мы никогда не повторяемся. Даже если берем один и тот же рисунок, то все равно вносим в него что-то новое, какие-то дополнительные элементы. Особенно интересно работать над сложными заказами, когда приходиться просматривать и прочитывать тома литературы, не спать ночами, долго вынашивать решения, и, наконец, во сне получить откровение, в каком направлении нужно двигаться.

- Расскажите о таком проекте.

- Опять же возвращаюсь к храму Святой Живоначальной Троицы в Астрахани. Я полностью вела проект иконописи. Работала над рисунками, над цветовым решением. Мы с настоятелем храма, протоиереем Константином Осацким, почти ежедневно созванивались. Очень долго проходило утверждение рисунков, потому что он постоянно отправлял нас к русскому искусству XIII-XIV веков. Важно было создать такие образы, которые были бы понятны каждому человеку. Немалыми усилиями получилось эту задачу воплотить. Весь храм пронизан древнерусским письмом. Он особенный. Такого храма, наверное, нигде ещё нет. Там и цвет, и фигуры, и, наверное, каждая линия просмотрена и утверждена о. Константином.

- А в плане сроков, насколько я знаю, они не были выдержаны?

- Когда мы беседовали с о. Константином на эту тему, он сказал, - Для меня главное – результат. Он хотел получить то, что задумал. Очень долго мы искали с ним образ Троицы. О. Константин присылал мне свои варианты, я ему предлагала свои. В результате долгих поисков был найден необычный образ.

- Как добиться такого результата, который бы не просто отвечал Вашим замыслам и задачам заказчика, но и за который было бы не стыдно перед потомками?

- В этом и заключается наша работа. Когда руководитель грамотный, то и нам гораздо проще. О. Константин не требовал от нас каких-то сверхъестественных вещей. Мы просто разучились так работать. Ушли в другое исполнение. Стали больше увлекаться фряжским стилем. Работа над проектом иконостаса в Астрахани потребовала от нас глубокого понимания древнерусского искусства. Было сложно переключиться. Пришлось перечитать и пересмотреть много литературы об иконах XIII-XIV веков. Такие проекты просто необходимы для дальнейшего роста и глубокого понимания иконописания.

- А за счёт чего получается переключаться между разными проектами, стилями, задачами?

- Когда работаешь над такими серьёзными проектами, важно разделять их: Наталья Владимировна ведёт один проект, я – другой. Иначе невозможно. Потому что полностью погружаешься в проект и живёшь им, пока не находишь нужного решения.

- Остаетесь ли Вы иконописцем вне работы?

- Ну, конечно! Это моя жизнь. Я постоянно на работе. И в выходные. Если появляется минуточка свободная, я обязательно выйду на работу или дома могу просто порисовать. Или иконы детям и родным написать. Иконописец - это не профессия. Иконописание занимает всю тебя. Оно где-то внутри живет, и ты уже не можешь без иконописи жить.

- А если бы Вам сейчас сказали писать не иконы, а, например, картины?

- А кто мне так может сказать? Я же вольный художник!

- Но кто знает? Вдруг вернуться времена, когда Церковь запрещали…

- Не будет наша страна никогда безбожной!

- А была почти целый XX век. Вы же родились и росли в Советском Союзе.

- Но не все же были безбожными. Я знаю много людей, которые носили галстуки и были коммунистами, но при этом верили в Бога. У меня дедушка такой был. Но он всегда оставался верующим человеком. И нас крестил. И детей своих крестил. Это было опасно. Но Господь жил в их сердцах. Самое главное - то, что люди сохранили внутри себя Бога и вернулись к вере, храмы стали возрождать, новые строить...

- Получается, важно не просто самому к вере в Бога придти, но и передать её потомкам.

- Дети еще быстрее и лучше нас понимают и ближе Бога воспринимают. Он в них живёт. Это мы, взрослые люди, уже отягощённые грехами, отходим от Бога и пытаемся его подладить под себя. На самом деле путь к Богу у каждого свой. Кстати, нам отец Алексей рассказывал, - Я встречал много людей, которые, не посещая храм, оказывались в глубине души более верующими людьми, стоящими ближе к Богу, нежели те, которые стоят в храме и падают ниц головой. - Всё очень индивидуально. У каждого дорожка к Богу своя. Кого-то родители водят, а потом в человеке вера прорастает. Конечно, слава Богу, что мои дети знают о Боге. Знают, что в трудную минуту можно придти в храм, помолиться. Вот я своей дочке говорю, - Знай, что Бог никогда тебя не оставит. Нужно просто молиться. Не совершать плохих поступков. – А там дальше, она, будучи взрослым человеком, сама поймёт, потому что стержень то у неё уже будет…

- Спасибо Вам большое за такой глубокий и душевный разговор!

Апрель 9, 2020

Последние статьи

3d-визуализация проекта внутреннего интерьера храма.
Сегодня осветим одну из важных тем - 3D-визуализация на этапе проектирования храмового интерьера. Зачем нужна? Что даёт заказчику? И кому её лучше доверить?
03.08.2020
Читать
Рекомендации заказчиков – лучший показатель нашей работы.
Сегодня слово предоставляется настоятелям храмов и монастырей, с которыми мастерская «Палехский Иконостас» уже успела поработать.
30.07.2020
Читать
Разработка концепции проекта в мастерской «Палехский Иконостас» на примере комплексного благоукрашения храма в станице Шелковская Чеченской Республики.
С чего начинается работа над проектом благоукрашения храма? Какие задачи заказчика мы решаем? Как взаимодействуем? Какие возможности, производственные мощности существуют в Мастерской «Палехский Иконостас»? На эти и многие другие вопросы заказчиков мы постараемся ответить в статье. Рассмотрим на примере проекта в станице Шелковская Чеченской Республики.
22.07.2020
Читать
Неженская профессия. Интервью с первопроходцем мастерской «Палехский Иконостас».
Начальник производства с ведущими подразделениями резьбы, ЧПУ и лакокраски, молодой специалист с недюжинным багажом знаний и умений, самоучка, Анна Ивановна Осокина поделилась, в чём секрет её успеха управления производством и мужчинами.
05.06.2020
Читать
Глаза заказчика.
Коммерческий отдел, зачастую, находится в тени славы художников и архитекторов, а, между прочим, от его работы напрямую зависит выполнение заказа в срок в точном соответствии с пожеланиями заказчика. «Глаза заказчика» в мастерской «Палехский Иконостас», Ольга Анатольевна Бовтюнь поделилась тем, как строится работа с заказчиками в семейной мастерской, что помогло создать сильную команду, и почему руководить коммерческим отделом легче, чем учиться в первом классе.
28.05.2020
Читать