Художественно-производственная мастерская

Храм Святой Живоначальной Троицы – символ новой Астрахани.

С отцом Константином, настоятелем храма Святой Живоначальной Троицы в г. Астрахань, мастерская «Палехский Иконостас», в лице руководителей А.В. Влезько и Ю.В. Фёдорова, плодотворно сотрудничает уже более двух лет. На сегодняшний день завершен комплекс работ по благоукрашению центрального придела храма. Выполнены иконостас, росписи, написаны иконы. Сейчас мастерская работает над интерьером Крестильного храма.

Xoq8el1ZpVk.jpg

- Отец Константин, расскажите, как родился замысел проекта?

- Замысел – настолько сложная материя, что однозначного ответа не может быть. Если представить, что источник всех мыслей – сам Бог, то получается, на протяжении всей жизни человек накапливает некий творческий багаж идей. И в момент творения эти разрозненные кусочки начинают собираться в цельную картину. И если творческий порыв этого художника – сильный, основанный на прочном фундаменте, то он увлекает за собой остальных мастеров – иконописцев, конструкторов, архитекторов.

Вернемся к внутреннему интерьеру храма. Человек XXI века нагружен мыслями, заботами, он потерялся в постоянно вращающемся замкнутом круге, который сужает его кругозор, выбрасывает из душевного, духовного состояния в непрекращающийся поток материальных вопросов. И задача, стоящая перед художниками, архитекторами – переключить это состояние на кнопку «душевность, духовность», вырвать человека из замкнутого круга.

Такую задачу я поставил перед мастерской «Палехский Иконостас». Подчеркну еще раз, очень важно, чтобы одна команда занималась решением этого вопроса. Приведу пример с художниками, расписывающими храмы. Когда они пишут, весь храм перекрыт лесами, и поэтому общую картину понять крайне сложно. И когда наступает момент истины, снимаются леса, сами художники зачастую говорят, неужели мы это сделали?! Настолько всё промыслительно! И в этот момент каждый из них осознает, что, вкладывая свою энергию, умения, знания, он является частью какого-то замысла, он – творец!

3-1.jpg

- Батюшка, был ли такой промысел в проекте внутреннего убранства центрального придела храма Святой Живоначальной Троицы в Астрахани?

- На этапе проектирования пришло понимание, что храм должен стать символом новой Астрахани. И вдруг, спустя много лет, на открытии храма губернатор говорит, - надеюсь, что храм Святой Живоначальной Троицы станет символом новой Астрахани.

Откуда тогда, много лет назад, пришла эта мысль, которая сразу поразила, захватила меня? И я ухватился за эту ниточку, за эту мысль Творца. И далее следовал этому направлению. И таких моментов при работе над благоукрашением храма было очень много!

- Легко ли было донести свою идею специалистам Мастерской?

- Сейчас в наш храм приезжает очень много паломников из других городов, и, часто проводя экскурсии, ловлю себя на мысли, что рассказ о нашем храме – связанная история, в которой духовная мысль перетекает из одного изображения в другое, а общая картина складывается из синтеза этих мыслей.

Поэтому на этапе проектирования внутреннего интерьера сверхзадачей для меня было найти тех людей, которые не просто загорятся идеей и смогут обеспечить выполнение проекта в срок. Для меня важно, чтобы люди мыслили на одной волне со мной.

Я искал именно таких людей, и нашёл их в мастерской «Палехский Иконостас».

bygDMWU-G_U.jpg

- Какую задачу Вы поставили перед Мастерской?

- Была поставлена следующая задача – росписи по тону должны приближаться к фрескам Дионисия, а иконопись – к иконам Андрея Рублева. Тона получились светлые, легкие. И, конечно, нашлись скептики. Люди не понимали, что, только увидев цельную картину, можно будет судить, правы мы были или ошиблись. Приходилось всё время убеждать, что мы двигаемся в нужном ключе.

Одним из таких решающих факторов стала встреча с представителем инвестора, которому удалось почувствовать, что мы выбрали правильный курс.

Сейчас можно с уверенностью сказать, что мы не ошиблись. Ни один паломник или прихожанин, что был в нашем храме, не остался равнодушным к его внутреннему убранству.

- Батюшка, а возможно ли приблизиться к работам таких иконописцев, как Андрей Рублев, Дионисий?

- Конечно! Если иконы копируются, то приблизиться невозможно. Но как только в иконопись вкладывается мысль, идея, мы не только приближаемся, но и становимся в один ряд и даже можем подарить этому миру что-то новое.

IMGP1189-3 191219-3.jpg

- А как удалось найти нужные тона?

- Наука не стоит на месте, и на сегодняшний день одно из важных и редких направлений - цветодинамика. Эта наука занимается влиянием цвета на человеческую душу. Последние исследования показывают, что разные сочетания тонов по-разному влияют на народ, местность, каждого человека. Одними тонами можно человека расстроить, а другими – порадовать, придать ему импульс, заряд, энергию.

И поскольку в центральном приделе проходят самые весомые, значимые христианские праздники, удар заряда, радости должен быть максимальным! И мы нашли те самые тона, которые соответствуют цветовой гамме, присутствующей в иконописи Андрея Рублева. Это определенные пропорции красного, синего и зеленого. Этот подбор мы перенесли на нашу иконопись. Он – уникальный, самобытный, праздничный, радостный, такой, к какому я и хотел приблизиться.

- Батюшка, что важнее в храмовом интерьере – икона или архитектура?

- В храмовом интерьере важен каждый элемент. Несомненно, икона должна влиять на человеческую душу сама по себе, но и ей нужна определенная форма, обрамление. И такую архитектуру мы нашли в русском иконостасном резном искусстве XII-XVI веков.

Если вернуться к теме поиска идей, то в поездке на Соловках я впервые увидел тябловый резной иконостас, в котором меня поразил архитектурный элемент царских врат – руки Божии. Господь в своих руках держит твердь небесную. И мне захотелось, чтобы этот элемент присутствовал и в нашем иконостасе, и каждый прихожанин чувствовал, что весь мир и он сам – всё находится в руках Господних.

Мы уделили большое внимание разработке этого элемента. Я помню, как держал в руках эту десницу, и захотелось благословить всех именно этой десницей. Мы как раз возвращались с поездки по Святой Земле, и мне нужно было ехать в Палех. Я предложил паломникам составить мне компанию, и в результате они присутствовали на таком творческом моменте и остались под сильным впечатлением от увиденного.

d8UljiME3M0.jpg

- Батюшка, оправданы ли ежемесячные поездки на производство?

- Конечно. Бедные палешане! Я им безмерно благодарен за терпение. Это же титанический труд - исследование, научная работа, поиск нужных тонов, бесконечные выкрасы… Мы искали тона и нашли их. А сколько было сделано до этого?! Сколько мучений! Я благодарен всему коллективу мастерской «Палехский Иконостас», что они с пониманием отнеслись к моим идеям, и вместе со мной шаг за шагом шли в нужном направлении. И когда было найдено идеальное сочетание, работа пошла быстрее. Тогда у наших инвесторов не осталось никаких сомнений относительно правильного пути.

Представьте, инвесторы привыкли к конкретным планам, чётким срокам. А как мы можем уложиться в эти сроки, если мы ищем новое, неизведанное, с потом и кровью выстраданное?!

- Отец Константин, а как Вам удалось убедить инвесторов?

- Дело в том, что мы изначально провели тендер среди подрядчиков. Были составлены около 40 вопросов, ответы на которые помогли нам выбрать мастерскую, устраивающую нас и с точки зрения решения поставленных задач, и в рамках бюджета. К примеру, такие. Сколько лет на рынке? Какая репутация? Есть ли проектная документация? Насколько строгий бухгалтерский учёт? Существуют ли реальные производственные мощности? Какие породы дерева применяют при изготовлении иконостаса? Ручная резьба или станочная? Насколько профессиональные художники, архитекторы, конструкторы, резчики работают в мастерской? И многие другие вопросы. И оказалось, что в совокупности по всем параметрам мастерская «Палехский Иконостас» - самый оптимальный подрядчик.

Мы позвонили тем, кто уже работал с Мастерской. Отзывы были только положительные. Но этим мы не ограничились. Приехали в Палех и лично познакомились с А.В. Влезько и Ю.В. Фёдоровым. Прошлись по цехам, увидели воочию работу специалистов. Обсудили с инвесторами. И заключили договор. Плодотворное сотрудничество продолжается уже более двух лет.

Продолжение следует.

Декабрь 16, 2020

Последние статьи

Очень важно, чтобы храм был выполнен одной рукой.
Как строится работа с инвестором? О чем всегда нужно помнить при создании храмового пространства? Дух времени, или каким должен сейчас быть лик Спасителя? На эти и другие темы поговорили с настоятелем храма Святой Живоначальной Троицы в г. Астрахань, о. Константином Осацким.
23.12.2020
Читать
Цех металлообработки. История создания.
История становления и развития Мастерской состоит из таких моментов: - А Вы можете выполнить такой заказ? У Вас есть ресурсы, оборудование? - спрашивает заказчик. - Да. Мы освоим технологии, закупим оборудование и выполним Ваш заказ в такие сроки, - отвечаем мы. Примерно такой диалог стал отправной точкой для создания цеха по металлообработке.
26.10.2020
Читать
Становление Мастерской «Палехский Иконостас». Люди.
В продолжение разговора о становлении Мастерской «Палехский Иконостас» с одним из её основателей Анатолием Владимировичем Влезько обсудили темы формирования и духовного преображения коллектива, работы в кризис и планы на будущее.
16.09.2020
Читать
Из чего складывается стоимость храмовых росписей в мастерской «Палехский Иконостас»?
Какова стоимость росписей за 1 м2? –первый вопрос, которые задают заказчики. А что если посмотреть на вопрос цены с позиции, из чего она складывается?
12.09.2020
Читать
Как алмаз становится бриллиантом. О формировании коллектива иконописцев Мастерской в интервью с главным художником Н.В. Влезько.
Как начинающему художнику попасть в мастерскую «Палехский Иконостас»? «Личники» и «доличники». Можно ли измерить работу художника дециметрами? Эти и другие темы разберем с главным художником Мастерской Н.В. Влезько.
17.08.2020
Читать