Храмовые полы от а до я: разработка рисунка, подбор материалов, цветовые решения.

Какое место оформление полов занимает в дизайн-проекте интерьера храма? От каких параметров зависит выбор материала? Как подбирается цветовое решение? Обсудим эту тему с руководителем мастерской «Палехский Иконостас» Анатолием Владимировичем Влезько.

- Анатолий Владимирович, на каком этапе задумывается пол в храме?

- На этапе проработки концепции интерьера храма важно определиться с материалом, рисунком и цветовым решением будущего пола. Нужно понимать, что каждый элемент выполняет свою функцию. Если говорить об интерьере храма в целом, то наша задача – создать молитвенный настрой у человека. Через совокупность всех элементов интерьера (образы святых в иконостасе, евангельскую историю в стенных росписях, правильно подобранные светильники и полы) мы созидаем литургическое пространство, которое настраивает человека на богообщение.

Что такое храм? Это образ рая на земле, дом Божий. И мы должны через интерьер передать это состояние. Необязательно всё покрывать золотом. Здесь важна эстетика, гармония. Нужно не забывать, что у каждого храма есть своё предназначение. Сельский ли это храм, городской ли приход или кафедральный собор, в каждом случае решение будет своё.

Если вернуться к теме оформления пола, то всё определяется дизайн-проектом. К примеру, если есть орнаментальная идея, то важно учитывать расположение в храмовом пространстве киотов, аналое, столов, лавок и т.д. Рисунок пола не должен перекрываться предметами храмовой утвари случайным образом.

Материал, рисунок и форма – три кита, на которых строится дизайн пола. Гармоничное сочетание этих трех параметров и становится гарантом индивидуального решения храмового пола.

- Как подбирается материал? Какие варианты доступны?

- Что касается материала, здесь нужно исходить из общей концепции интерьера храма, выбранного стиля и финансов. Возможны варианты пола из натурального камня (мрамора, гранита), керамогранита, метлахской плитки, мозаики, дерева. Конечно, натуральный материал предпочтителен. Очень богато смотрятся мозаичные полы. Если говорить о бюджетном варианте, то сейчас очень большой выбор коллекций керамогранита.

- Расскажите о последних проектах?

- К примеру, в Соборе Рождества Пресвятой Богородицы в г. Инза Ульяновской области мы выполняли комплекс работ. Храм посвящён Рождеству Пресвятой Богородицы, поэтому основными цветами в палитре стали голубые оттенки. Пол мы тоже решили сделать в этой гамме и через цветовое решение создать эффект неба. Светло-голубой колорит разбавляется песочными оттенками. Когда заходишь в храм, будто оказываешься на небе, а выстроенная через рисунок дорожка словно ведёт тебя к основному – иконостасу. Мы разработали рисунок, подобрали коллекцию гранита, произвели его нарезку. А подрядчики уже положили плитку по нашим чертежам.

Сейчас работаем над интересным проектом комплексного благоукрашения храма. Пол выполняется из мрамора. Сложный геометрический рисунок дополняется сферическими элементами. Цветовое сочетание было выбрано исходя из особенностей региона, в котором находится храм. Это шахтерский городок, поэтому перед нами стояла задача создания ощущения соляной шахты, что и удалось достичь через цветовые решения (коричневый, красноватый, белый и голубой цвета) и причудливую неровную структуру.

- А что касается технической стороны, возможен ли подогрев полов, и уместно ли это в храме?

- Система отопления продумывается на этапе проектирования. Мы задаем те зоны, где может располагаться теплый пол, исключая те, где обогрев будет не нужен, к примеру, под иконостасом. 

Мы проектируем храмовые интерьеры в комплексе и воплощаем их в жизнь в сотрудничестве с нашими партнёрами.

Май 22, 2020

Последние статьи

Каменные иконостасы родом из Палеха.
А мастерской "Палехский Иконостас" уже второй месяц работает новых цех - цех камнеобработки. На данный момент в цеху производятся элементы первого каменного иконостаса для храма Святой Живоначальной Троицы в Астрахани. О том, как всё начиналось и о проекте в целом поговорили с руководителями всех подразделений Мастерской.
20.10.2021
Читать
«Сакральное пространство русского храма. Практика современной иеротопии».

Неделю назад в мастерской «Палехский Иконостас» состоялась творческая встреча с академиком РАХ, автором концепции иеротопии, Алексеем Михайловичем Лидовым.


27.07.2021
Читать
Всё создано с любовью и профессионализмом. Интервью с о. Александром Карповым.
Работа над изготовлением иконостаса в реставрируемый храм Святой Троицы в поселке Назарьево Московской области продолжается. Отец Александр, настоятель храма, рассказал о сотрудничестве с Мастерской, работе над проектом и сроках сдачи.
17.05.2021
Читать
25 лет храму, 15 лет – иконостасу и дружбе. Палех и Набережные Челны.
В этом году исполняется 25 лет храму преподобного Серафима Саровского в Набережных Челнах. Мастерская «Палехский Иконостас» выполнила комплексное благоурашение храма. Мы побеседовали с настоятелем, протоиереем Михаилом Гречко.
29.04.2021
Читать
Наша работа – это тихая молитва.
О значимых проектах росписи храмов, молитве, духовном и профессиональном росте поговорили с иконописцем мастерской «Палехский Иконостас», Иваном Тимофеевым.
25.02.2021
Читать