Меню
Меню

"Личники" и "доличники". Секреты мастерства палехских иконописцев.

Мастерская "Палехский иконостас" — крупнейшее предприятие маленького города Палех в Ивановской области. Сегодня в нем работают более 150 мастеров, которые создают иконостасы и пишут иконы для всей страны — от Калининграда до Благовещенска. Как это происходит, в чем особенность легендарного палехского стиля и что стоит за смешными словами "левкасить" и "лампензель" — в репортаже ТАСС.

Палех — уютный старинный городок в 60 км от Иванова, два года назад получивший статус родины жар-птицы. В тихую ясную погоду он напоминает чудесную расписную шкатулку. Вдоль зеленых улиц, главная из которых сбегает к реке Палешке, стоят аккуратные деревянные домики с оконными кружевами. Заборы здесь низкие, а деревья — высокие. Вроде бы ничего необычного, но во всем — необъяснимое таинство. По словам палехских экскурсоводов, каждый девятый живущий здесь — художник. Иконопись всегда была семейным занятием, и ремесло передавалось от одного поколения к другому.
  
Создатели и владельцы мастерской "Палехский иконостас" тоже потомственные. Артель была организована 23 года назад двумя братьями — Анатолием Влезько и Юрием Федоровым. Застать их в мастерской мне не удалось: в этот день они были в командировке.

Поэтому экскурсию по предприятию для меня проводила дочь Анатолия Влезько Ольга. Сегодня она — правая рука отца и решает все организационные вопросы в "Палехском иконостасе".

— Это сейчас мы — солидное предприятие. А изначально мастерская была семейной, начинали в гараже собственного дома, работали вшестером, включая отца и дядю. У отца прадед был иконописцем, сам отец и мама — тоже художники, будучи студентами познакомились в Палехском художественном училище, с тех пор вместе, — рассказывает Ольга.

По ее словам, первый иконостас здесь создали по заказу кинорежиссера Никиты Михалкова — для старинной церкви святителя Николая Чудотворца в подмосковном селе Аксиньино, которая в те годы как раз восстанавливалась. До этого в мастерской писали лишь иконы.

— Этот заказ пришел нам очень неожиданно, до этого мы ни разу ничем подобным не занимались. Но поскольку времена были непростые, 96-й год, естественно, мы были рады любой работе. Нас просто спросили: сможете сделать иконостас? Мы сказали: да! И сделали, — рассказывает Ольга.

Сегодня маленькая семейная мастерская разрослась до градообразующего предприятия, имеющего собственные столярные и токарные цеха. В просторном трехэтажном здании работают художники, краснодеревщики, позолотчики и архитекторы — всего более 150 человек. Многие из них трудятся здесь целыми семьями. Всего за время работы мастерской было создано более 200 иконостасов, сколько написано икон и утвари — не сосчитать.

25 слоев грунта.

Оцилиндровочный цех до отказа набит кругляком. Его везут сюда из Нижегородской и Вологодской областей — древесина оттуда считается особенно добротной. Внутри стоит смолянистый запах сосны, в воздухе кружат тонкие завитки деревянной стружки. Рабочие — сплошь богатыри: коренастые и сосредоточенные, как с картины Васнецова. Они ловко поднимают тяжелые доски, укладывают их на станок, распиливают и принимаются за новые. Здесь готовят основу под иконы и создают "тело" будущего иконостаса.

— В основном используем сосну и липу, но иногда заказчики просят сделать иконостас из дуба или красного дерева. Распиленное дерево еще две недели сушится — и только потом его пускают в работу. Часть материалов отправляют в цех заготовки на резьбу, иконные доски — левкасят, то есть поэтапно грунтуют в 25 слоев. На это уходит примерно две недели, потому что каждый слой должен тщательно высохнуть. Поэтому, когда у нас спрашивают, можем ли мы создать икону за три-четыре дня, мы говорим, что это невозможно, — рассказывает наша собеседница.

Над иконостасом площадью примерно 100 кв. м мастера работают от полугода до восьми месяцев. Самым трудоемким является декорирование. По специальным лекалам резьба сначала делается на копировальных станках, а потом мастерами вручную доводится до совершенства — раскрашивается и покрывается золотом.

Экономист-позолотчик.

Мы с Ольгой направляемся в штаб-квартиру мастерской, которая находится в пяти минутах езды от столярных цехов. Это большое трехэтажное здание, в котором расположено более десятка других цехов, включая цех иконописи и золочения.

В последнем работают четыре мастерицы. Сусальное золото похоже на тонкую фольгу в форме книжки размером с ладонь. Каждый ее листочек разрезается ножом на несколько более мелких, а потом с помощью специальной кисти — лампензеля — наносится на фигуру, согревается горячим дыханием мастерицы и только после этого быстро растирается ватным диском.
На огромном стеллаже во всю мастерскую лежат элементы резных колонн и уже позолоченные ажурные детали будущего иконостаса — эффектная резьба в виде виноградных гроздьев, листьев, лозы и других христианских символов. Их тут более сотни, всего же таких декоративных элементов на иконостасе бывает до 500 и даже больше.

— А где учат на позолотчиков? — интересуюсь я.

— В отличие от художников, искусству золочения нигде специально не учат, — объясняет Ольга и обращается к одной из мастериц: — Наташа, ты вот кто у нас по образованию?

— Я до декрета работала на этом же предприятии экономистом, потом решила, что мне интереснее работать руками, — перешла в лаковый цех, а теперь вот занимаюсь золочением. В общем-то, здесь меня всему и научили, — объясняет женщина.

Ольга Влезько рассказывает, что большинство сотрудников работают в мастерской более десяти лет, есть старожилы, которые трудятся на предприятии с тех пор, как оно открылось. И это вполне объяснимо: с работой в Палехе непросто, а тут официальное трудоустройство, стабильная зарплата, душевный коллектив.

— А обязательно ли человек, работающий у вас, должен быть воцерковленным, верующим?

— Особых требований в этом смысле мы своим сотрудникам не предъявляем. Человека ведь нельзя заставить во что-то верить или не верить. К нам в основном приходят мастера из Палехского художественного училища — это наша кузница кадров. Отбираем лучших. Каждый из них должен показать, на что способен. Сначала художник пытается раскрыть икону в цвете, если у него это получается, мы его смотрим дальше. Это как в компьютерной игре: если ты этот уровень не прошел, то на следующий тебя никто не пустит, — объясняет Ольга.

Канон и фрязь.

Как рассказывают местные экскурсоводы, палехские мастера издревле славились своим неповторимым стилем в иконописи, который сложился к XVIII столетию. В нем читалась некая миниатюрность, "многодельность". Фрагмент, который, вероятно, можно было бы оставить без обработки, палехский мастер обязательно оттенит какой-нибудь завитушкой, чтобы проработать все до конца. Одежды и орнамент блестят золотом — символом света. Цвет драгоценного металла в палехской миниатюре — не просто техника письма. В христианской символике именно свет — прообраз божественной благодати.

После Октябрьской революции художникам пришлось на долгое время оставить библейские образы в поисках других тем. Советская власть иконопись не жаловала. Спасти древнее искусство помог писатель Максим Горький. По его инициативе в 1924 году была создана Артель древней живописи, в которую вошли сотни художников. Палешане перенесли свое мастерство на роспись шкатулок и табакерок. Использовался тот же колорит, та же технология наложения цветов, та же роспись золотом — разница была лишь в черном фоне.
Уже через год палехские мастера получили золотую медаль Всемирной выставки в Париже. Художники открыли для себя новые темы, впервые обратившись к истории страны. На расписных коробочках и ларчиках бывшие иконописцы рисовали сюжеты из народных сказок, картинки деревенского быта и пейзажа. Это позволило сохранить технику и традицию. Сегодня икона вновь стала более востребованной, чем лаковая миниатюра.

В просторном светлом зале иконописи за широкими столами работают 35 художников. В основном женщины. Как и несколько столетий назад, иконы в мастерской пишутся натуральными красками — темперой, замешанной на яичном белке. Кисти используются самосвязанные, из беличьих хвостов.

— А что вы слушаете? — интересуюсь я у одной из мастериц в наушниках лет 50, которая аккуратно выводит кистью образ будущей иконы.

— Классическую музыку. Люблю Рахманинова, Моцарта. Это здорово повышает концентрацию, которая очень важна в нашем деле, все-таки работа ответственная, — с улыбкой отвечает она.

— А вы в Бога верите? — интересуюсь я.

— Иконописец — это прежде всего профессия. Ему свойственно все то, что свойственно другим людям. Однако мастер все равно должен обладать верой. Если иконописец пишет икону без веры, то это получается раскрашенная схема, — отвечает она.

Мастерица рассказывает мне, что работает над "праздничной" иконой, которая пишется в традиционном палехском стиле для православного храма в Чечне. Работы еще много, примерно на месяц. Ее задача — прорисовать все, кроме лица. Оказывается, у художников-иконописцев существует разделение труда.

— Одни — "доличники": они разрисовывают палаты, одежду, пейзаж. Другие, самые опытные, — "личники" — пишут лики, руки и другие открытые части тела святых. Их труд более квалифицированный и выше оплачивается, — включается в разговор Ольга.

Мы проходим к окну, где работают "личники". Таких специалистов в мастерской всего трое. Каждая из них пишет лик, используя большую лупу. Работа почти ювелирная.
Художницы говорят, что им близок исконно палехский стиль письма, но, если нужно, они могут написать икону и в академическом стиле, и в стиле фрязь — это техника итальянского Ренессанса, которой присуща большая достоверность в передаче образов. Тут как заказчик пожелает.

— А какой считается более правильным, каноничным? — интересуюсь я.

— Каноническое письмо более условно, оно стремится не к реалистичности, а к отражению духовного мира. Но нельзя говорить о том, что какой-то стиль более правильный, а какой-то нет. Есть ряд непреложных принципов, главный из которых — узнаваемость. Входя в храм и увидев, к примеру, издалека икону Серафима Саровского, прихожанин должен понять, что это именно он. Если же ты видишь изображение, которое тебя смущает, то это не икона. С другой стороны, у всех людей свои рамки понимания религиозного искусства, — объясняют мне.  

Я пытаюсь выпытать у своих собеседниц секрет палехского мастерства. Женщины в ответ отшучиваются: "Чтобы овладеть палехским стилем, здесь нужно родиться".

Сейчас палехская мастерская работает над иконостасами для храмов Астрахани, Пензы, Ростова и Иркутска. В работе также проект для одного из соборов в Англии. Если все удастся, это будет первый палехский иконостас, отправившийся в Европу.

Таисия Кириллова/ТАСС

Владимир Смирнов/ТАСС

12 ИЮЛ 2019, 07:30

https://tass.ru/v-strane/6650636


Последние статьи

Как рождаются иконы.
Глазами фотокорреспондента Ивановской газеты.
19.03.2020
Читать
Интервью с главным художником Мастерской Натальей Владимировной Влезько.
Сегодня мы поговорим с главным художником мастерской «Палехский Иконостас» Натальей Владимировной Влезько о работе в Мастерской, задачах, коллективе и немного о личном.
13.03.2020
Читать
Жемчужина Чеченской Республики. О благоукрашении храма святой великомученицы Варвары.
17 декабря 2019 года, в день памяти святой великомученицы Варвары, архиепископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам возглавил престольные торжества в храме святой великомученицы Варвары в станице Шелковская, Чеченской Республики. Мы побеседовали с настоятелем храма иереем Сергием Коваленко.
17.12.2019
Читать
Сочетать церковный канон и черты национальной культуры. О благоукрашении главного храма Беларуси.
Мы продолжаем рассказ о благоукрашении Храма-памятника в честь Всех святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших в г. Минск, над благоукрашением которого потрудились художники мастерской "Палехский иконостас". Об убранстве храма повествует его настоятель протоиерей Феодор (Повный).
03.04.2019
Читать
Художники, которые способны быть разными.
14 октября 2018 года, на Покров, совершилось радостное и долгожданное событие: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Великое освящение Храма-памятника в честь Всех святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших в г. Минск. На вопросы нашего корреспондента ответил настоятель храма протоиерей Феодор (Повный). 
09.01.2019
Читать