Художественно-производственная мастерская

Неженская профессия. Интервью с первопроходцем мастерской «Палехский Иконостас».

Коллектив мастерской «Палехский Иконостас» - слаженная команда из 150 специалистов. И трудно представить, что весомая часть сложного производственного процесса держится на хрупких плечах молодой женщины. Придя в Мастерскую на должность экономиста по труду, Анна Осокина выросла до начальника планово-финансового отдела, совмещала основную работу с руководством столярным цехом. На сегодняшний момент является начальником производства с ведущими подразделениями резьбы, ЧПУ и лакокраски. О том, как удалось достичь таких высот, какие сложности возникли на пути и в чем секрет успеха руководства мужским коллективом мы поговорили с Анной Осокиной.

- Анна, Вы пришли работать в Мастерскую, учась на третьем курсе института. Расскажите, как попали сюда? С чего начали?

- Мы с мужем родом из Палеха. На тот момент жили и работали во Владимире, и не собирались возвращаться на Родину. Но так сложились обстоятельства, что муж должен был отработать два года по месту жительства. Приехали в Палех и остались навсегда. Он сразу устроился по профессии. А я обошла все предприятия Палеха, прежде чем волею судьбы попала в Мастерскую «Палехский Иконостас». Несмотря на то, что за плечами у меня было только три курса заочного обучения в институте, Анатолий Владимирович (прим.- руководитель Мастерской) сразу в меня поверил и взял на должность экономиста по труду.

- По специальности устроились?

- Моя специальность – бухгалтерский учёт, анализ, аудит. Экономика была второстепенным направлением, которым изначально не планировала заниматься. Но за время работы и параллельной учёбы в институте, к его окончанию мои взгляды поменялись. Защищала дипломную работу на тему «Анализ трудовых ресурсов предприятия на примере мастерской «Палехский Иконостас». Спустя полгода после моего трудоустройства, у нас ушёл начальник отдела, и Анатолий Владимирович попросил меня временно замещать эту должность. Но так получилось, что я проработала начальником планового отдела почти полтора года.

- А сколько человек было у Вас в подчинении?

- Трое.

- Коллектив сразу принял?

- Поначалу было трудно. Характер у меня мягкий, спокойный. Людей было жалко, когда что-то не получалось у кого-то. Считала, что если я – руководитель, то любая ошибка подчиненных – мое упущение. Со временем поняла, что важно проявлять твёрдость характера, объяснять, как нужно работать. И, слава Богу, люди меня услышали. С коллективом сработались. Самым большим препятствием стал мой возраст. На тот момент мне было 23 года, а люди были старше лет на десять.

- Что помогло?

- Пересмотр приоритетов. Проанализировала, зачем и для кого я это делаю. Руководитель с меня спрашивал. А я привыкла выполнять работу добросовестно. Поначалу приходила в Мастерскую в 7 утра и уходила домой в 8-9 вечера. Так продолжалось на протяжении полугода. Мне важно было изучить все тонкости технологического процесса. Понимала, что руководители мне поверили и ожидают высокого качества исполнения своей работы. Помогли, наверное, такие качества, как настойчивость и желание во всём разбираться самой.

А потом ко мне обратился Юрий Владимирович (прим.- руководитель Мастерской) и попросил месяц поработать начальником столярного цеха, совмещая эту должность с руководством плановым отделом. Мы как раз на тот момент сдавали сложный проект для Питера. Работали день и ночь.

- А до этого Вы же не руководили цехами. Не страшно было?

- Чтобы грамотно спланировать производство, я должна была досконально знать технологию изготовления иконостасов и утвари. Иначе бы люди просто не смогли работать по этим планам. Поэтому поначалу проводила все дни на производстве, изучая технологический процесс, невзирая на то, столярные ли это работы, левкас или позолота, я должна была знать всё. Сложность заключалась, во-первых, в расположении цехов. Они находятся не только на разных этажах Мастерской, но и в разных частях посёлка. А во-вторых, в разнице в возрасте. Все столяра были опытными, старше меня и знали технологию до самых малейших нюансов. Когда пришла к ним, честно сказала, - Я буду четыре недели работать с Вами, войдите в моё положение. И, видимо, моя прямота и искренность их расположили. Мы очень быстро нашли общий язык. Я благодарна, что в тот момент они меня поддержали, помогли и многому научили. Со своей стороны старалась оказывать им различные содействия. Когда не хватало каких-то инструментов, станков, грамотно доносила до руководства эту информацию, и в результате станки и инструменты появлялись.

Вернувшись из отпуска, руководитель увидел, что я справляюсь и попросил доработать до конца лета. Так и осталась до декрета, совмещая руководство плановым отделом и производством.

- Начальство называет Вас первопроходцем? Почему?

- После декрета Юрий Владимирович предложил мне освоение нового цеха ЧПУ (прим. - станки с числовым программным управлением). Это был вызов себе. Ранее мы не работали на таком оборудовании. Он дал контакты подрядчиков и поставил задачу закупить станки и запустить их в производство. Полгода у меня ушло на то, чтобы эту задачу выполнить. Было тяжело. Процесс ручной резьбы я знала, но здесь речь шла о станочной резьбе, предполагалось, что резьба на выходе будет практически не требовать доработки, максимум 10-15%. Под новый цех нам выделили ангар, и первое время мы работали почти круглосуточно. Изучали процесс работы на новых станках с нуля опытно-экспериментальным путем. Поначалу присутствовала на каждом запуске программ. Но спустя полгода люди освоили станки от и до, и мне оставалось только раздать задания и затем проверить их выполнение.

Помимо цеха ЧПУ, Юрий Владимирович доверил мне руководство цехом резьбы. На данный момент у меня в подчинении 11 резчиков, 2 модельщика, 4 оператора ЧПУ, 2 токаря, 2 маляра, 2 рабочих в цехе заготовки резьбы.

- Тяжело руководить таким большим коллективом?

- В плане общения трудностей не возникает. Чтобы руководить грамотно, нужно немного быть психологом. Все люди разные, и к каждому нужно подобрать свой ключик. В этом плане мне работать с людьми легко. Трудность - в расположении цехов. Они находятся в разных частях Палеха, поэтому приходится грамотно планировать свое время, чтобы всё успеть. Моя задача заключается в том, чтобы утром объехать цеха, раздать задания, а к вечеру проверить их выполнение. Помимо этого – обеспечить цеха материалами, обсудить с архитекторами технические задания. А еще есть ежедневные планёрки, которые пропускать никак нельзя! Приходится постоянно балансировать.

- Вы руководите мужчинами. Слушаются?

- Да. Так уж получилось, что меня с детства окружают больше мужчины. Во дворе были одни мальчишки. Я с ними дружила, и, вероятно, тогда уже изучила особенности их мышления. Когда в институте училась, несмотря на то что, бухучет – женская специализация, на курсе было много парней. Возможно, эти годы учебы с мужским составом дали себя знать. К тому же любая женщина должна быть мудрой. Я не могу придти в цех, топнуть ногой и сказать, делайте так, а не иначе, потому что так сказал руководитель. Нужно спокойно объяснить, поговорить. Когда к людям по-доброму относишься, они понимают с полуслова. Но поначалу было, конечно, сложно.

- Говорят, коллектив у Вас работает, как слаженный механизм. Неужели секрет успеха только в доброте?

- Конечно, правильное отношение – это важно. Если проявляешь доброту и человечность, то и отдача идёт. Ещё, я думаю, коллектив ценит мои старания. Допустим, когда нужно заказать материалы в цех, а они, как правило, дорогостоящие, и важно убедить руководителя в необходимости дополнительных затрат. Или когда я понимаю, что у ребят трудный заказ, и требуется дополнительная мотивация. Иду к начальнику и объясняю целесообразность закупки нужных материалов и премии для работников. Юрий Владимирович – человек настроения, и приходится, что называется, «ловить» момент. Конечно, когда и нужные материалы появляются, и премия «летит» вдогонку, отношение к работе и ко мне лично меняется. У людей мотивация растет, как на дрожжах.

- Не секрет, что Юрий Владимирович имеет репутацию строгого руководителя. Как удалось сработаться?

- Сначала было тяжело. В обычной жизни меня окружают люди с мягким характером. Юрий Владимирович отличается прямолинейностью, иногда бывает резок в общении. Месяца два просто выходила с планерки и ревела. Однажды пришла домой и говорю, - Мама, я больше не могу. Она говорит, - Аня, ты не думай, что на других предприятиях будет легче, нужно просто потерпеть, в конце концов, руководитель всегда прав. После этих слов я пересмотрела своё отношение к работе и руководству. И вправду потихоньку всё наладилось. Кроме того, я понимаю, что Юрий Владимирович представляет, прежде всего, интересы заказчика, и моя задача, как руководителя, - соблюсти сроки и качество.

- Получается, помог совет мамы?

- Мама всегда говорила, женщина должна быть мудрой и поступать всегда по совести. Стараюсь у нее этому мастерству учиться.

- А чему научились у своего руководителя?

- Юрий Владимирович - хороший учитель. Как я уже говорила, поначалу жалость по отношению к людям снижала продуктивность работы. Он научил меня трезво смотреть на вещи, концентрироваться на работе и понимать, в какой момент быть мягким руководителем, а в какой – проявлять твёрдость характера.

- Анна, после общения с Вами складывается ощущение, что Ваше детство прошло не в песочнице, а где-нибудь в столярном цеху. Поделитесь откуда такие глубокие технические познания?

- Действительно детство у меня было необычное. Папа работал мастером цеха по запусканию запасных частей к различным сельскохозяйственным косилкам и часто брал меня с собой. Знакомил с производством. Мне всё было интересно: станки, жарочные печи, наковальни. А потом так получилось, что я одна росла в семье. Помню, как родители сидели на кухне, и папа говорит, - Дочь растёт, хватит жить в таких условиях. Несмотря на всю трудность положения, родители купили небольшой дом. И мы вместе, втроем, достраивали и обустраивали всё внутри. Я помогала папе и лобзиком пилить, и шуроповёртом что-то прикручивать. Он учил, как правильно двуручной пилой работать, доску держать, чтобы её не зажало во время распила. Сейчас у нас с мужем свой дом и какой-то нетрудной мужской работы я не чураюсь. Напротив, мне это интересно.

- Сколько Вам на тот момент было?

- 11 лет. Иногда папа мне говорит, - Аня – это гены. Я отвечаю, - Пап, ну какие гены? Оказывается, в далекие 1870е гг. мои прапрапрадеды были основателями Майдаковского завода и занимались запуском литейного оборудования.

- Удивительно. А как удаётся успевать управлять тремя цехами и уделять время семье?

- Просто ритм жизни такой. Как у спортсмена. Когда только начинаешь заниматься, пробегаешь 1 километр, потом поднимаешь планку до 2х, а затем и 5 – не проблема. Так и здесь. Первые полгода работы, когда вечерами задерживалась, и ночами разбиралась в технологических тонкостях изготовления иконостасов и утвари, дали удачные плоды. Мне стал понятен весь процесс. Начала ощущать себя, как рыба в воде. Это помогло повысить эффективность работы подразделений, которыми я руководила. Но семье, действительно, поначалу было тяжело. Слава Богу, они отнеслись с пониманием, видя, что в этой работе я нашла себя.

- А желания возвращаться во Владимир не было?

- Нет. Земля здесь родная. Слава Богу, жильё и работа есть. Своими силами дом построили, потихоньку где-то что-то допиливаем, доводим до ума. К тому же, здесь у нас родители. Кто о них позаботится, если мы уедем?!

 Июнь 5, 2020

Последние статьи

Цех металлообработки. История создания.
История становления и развития Мастерской состоит из таких моментов: - А Вы можете выполнить такой заказ? У Вас есть ресурсы, оборудование? - спрашивает заказчик. - Да. Мы освоим технологии, закупим оборудование и выполним Ваш заказ в такие сроки, - отвечаем мы. Примерно такой диалог стал отправной точкой для создания цеха по металлообработке.
26.10.2020
Читать
Становление Мастерской «Палехский Иконостас». Люди.
В продолжение разговора о становлении Мастерской «Палехский Иконостас» с одним из её основателей Анатолием Владимировичем Влезько обсудили темы формирования и духовного преображения коллектива, работы в кризис и планы на будущее.
16.09.2020
Читать
Из чего складывается стоимость храмовых росписей в мастерской «Палехский Иконостас»?
Какова стоимость росписей за 1 м2? –первый вопрос, которые задают заказчики. А что если посмотреть на вопрос цены с позиции, из чего она складывается?
12.09.2020
Читать
Как алмаз становится бриллиантом. О формировании коллектива иконописцев Мастерской в интервью с главным художником Н.В. Влезько.
Как начинающему художнику попасть в мастерскую «Палехский Иконостас»? «Личники» и «доличники». Можно ли измерить работу художника дециметрами? Эти и другие темы разберем с главным художником Мастерской Н.В. Влезько.
17.08.2020
Читать
Художник не имеет права формально подходить к иконописи.
Иконописец мастерской «Палехский Иконостас», член Союза Художников Подмосковья Сергей Александрович Никитин об академизме, «люфте» в иконописи, работе на больших форматах и о своем пути к Богу.
14.08.2020
Читать