Благоукрашение 12престольного храма Святой Живоначальной Троицы успешно завершили в декабре прошлого года. Масштабный проект по количеству новых решений, применению различных материалов и технологий – не единственный значимый в этом году, но о нем стоит сказать отдельно. Пока профессиональные фотографии и 3Dтуры по храму – на стадии реализации, поговорили с руководителем мастерской «Палехский Иконостас», Анатолием Владимировичем Влезько, о том, что получилось и какие планы на будущее.
- Анатолий Владимирович, что было сделано по этому проекту в течение года?
- Коротко в цифрах – за текущий год по проекту в Астрахани мы спроектировали, изготовили и смонтировали 8 иконостасов, расписали 9 приделов. Каждый иконостас – это уникальная работа. Протоиерей Константин Осацкий, настоятель храма, поставил перед нами задачу показать в этом проекте всё разнообразие православного церковного искусства, в т.ч. через применение разных материалов, художественных приемов и стилистических традиций.
- В декабре 2021 г. смонтировали каменный иконостас. Расскажите, что необычного было в этом проекте?
- В этом проекте мы сочетали разные по своим физическим свойствам материалы - камень, древесину, и применили новые технологии. Иконостас получился комбинированным. Центральные иконы, царские врата, дьяконские двери изготовили из термообработанного дерева. Праздничные иконы выполнили в камне, центральные иконы – в живописи, в монохромной технике на черном фоне с применением клееного золота, имитируя гравировку.
Работы по росписи шли параллельно с изготовлением иконостасов. И были закончены в середине ноября. Отец Константин поставил перед нами задачу создать такое храмовое пространство, в котором на фоне единого стиля росписи каждый иконостас зазвучал бы по-своему, исходя из назначения конкретного придела.
В целом по проекту мы изготовили 12 иконостасов для 12 приделов и полностью расписали храм.
- В каком стиле благоукрашен храм?
- Несомненно превалирует древнерусский стиль. Но, к примеру, в Иверском приделе мы обратились к греческой традиции, создав образ русского Афона. А в приделе Четверодневного Лазаря вернулись к византийской традиции, сделав акцент на каменный иконостас.
Возвращаясь к теме иконостаса из камня, кроме техники чернения в иконописи, в самом иконостасе мы удачно сочетали камень и мозаику.
Не устану повторять, что всё это авторские разработки, которые получилось претворить в жизнь благодаря о. Константину. Он – автор идей, для воплощения которых нам приходилось разрабатывать уникальные решения, сочетать разные материалы, применять новые технологии, открывать новые цеха и направления.
- Выросли ли сотрудники мастерской в профессиональном плане?
- Определенно. У иконописцев основной прорыв произошёл с точки зрения рисунка и работы над образом. Было создано огромное количество эскизов. Речь идёт не только о палехском, древнерусском письме, это поиски новых стилистических решений на базе древнерусского стиля.
Что касается росписи стен, с каждым пройденным этапом нарабатывался опыт и к завершению работ по росписи художники «набили руку». Пропорции фигур, рисунки, построение композиций, цветовая обработка стали намного гармоничнее. Непрерывное развитие дало свои плоды.
- А если говорить о других подразделениях мастерской – архитекторах, резчиках, столярах?
- От слаженности работы, индивидуального мастерства каждого зависит конечный результат. Каждый сотрудник вносит свой маленький вклад в одно большое общее дело. Отец Константин был генератором идей. А мы – творческими исполнителями. Задумку начинает воплощать архитектор, затем конструктор и далее – по технологической цепочке.
Если подытожить, работа над проектом благоукрашения храма в Астрахани, - непрерывный поиск новых решений в тесном соработничестве с заказчиком.
- Вы достигли определенного уровня мастерства. Что дальше?
- Будем применять полученный опыт в будущих проектах. Угол зрения – стал шире. Всё меньше сдерживающих факторов на пути к развитию, и всё больше возможностей. Применение новых материалов, технологий, художественных приемов – помогает воплощать самые нестандартные задачи.
В каждом проекте есть некая отправная точка. Заказчик видит наши реализованные проекты и отталкивается от уже сделанного. Но, учитывая, что с момента воплощения понравившегося заказчику проекта прошел определенный период времени, за который мы выросли, мы предлагаем новые решения, опираясь на опыт прошлого. И так происходит развитие.
Особенно интересно направление сочетания разных материалов в одном проекте - камня, металла, дерева.
- Как в поиске новых направлений и технологий не уйти от традиций?
- Мы не меняем традиции, а ищем способы их выражения через новые приёмы. Пройдёт время, и, возможно, их будут применять в своих проектах будущие поколения. Это и есть развитие традиций, формирование новых художественных приёмов.
- Анатолий Владимирович, получилось ли воплотить идею сакрального пространства в этом проекте?
- Да, конечно. Мы создали некую составную часть этого пространства – иконостасы, росписи. Но, напомню, автор идеи – протоиерей Константин Осацкий. Насколько я знаю, он планирует привести все храмовые элементы в единое стилистическое пространство. Конечно, это зависит от многих факторов, в т.ч. и финансовых. Время покажет. Будем надеяться, что все задумки удастся воплотить в жизнь.
Март 9, 2022