Становление Мастерской «Палехский Иконостас». Люди.

Мы продолжаем рассказывать о том, как зарождалась Мастерская «Палехский Иконостас» и какие ступени роста пришлось пройти её основателям – А.В. Влезько и Ю.В. Фёдорову. О семейном предприятии, преемственности в профессии и духовном преображении поговорили с Анатолием Владимировичем Влезько.

2.jpg


- Анатолий Владимирович, на предыдущей встрече Вы затронули вопрос формирования коллектива. Рассказали о том, как набирали столяров, резчиков. Иконы поначалу писали сами: Вы, Ваша супруга, однокурсник. А когда рук стало не хватать, как удалось привлечь палехских художников? Не секрет, что в Палехе многие работают на себя, не привязываясь к конкретной Мастерской.

- Если говорить про художников, тут было несколько проще. Нашим большим помощником стала моя супруга Наталья. Она очень быстро нашла себя в иконописи. Наталья – одаренный, творческий человек, с художественным чутьем, хорошим вкусом.

- Ваша супруга тоже родом из Палеха?

- Нет, она приезжая. Приехала в Палех, поступила в училище. Будучи студентами, мы поженились. Поначалу Наталья была правой рукой Андрея Дмитриева (прим. – первого художественного руководителя Мастерской). Училась у него. На тот момент он уже 10 лет занимался иконописью. Мы прошли с Андреем определенный путь, а затем пришло время расстаться. Он вернулся на Родину в Суздаль, создал свою Мастерскую и сейчас успешно трудится.

Ну а мы пошли дальше. Наталья взращивала коллектив художников. Изначально устои были такие, что человек, невзирая на послужной список, начинал с азов. И если он слышит руководителя, учится, совершенствуется, то постепенно растёт. Она воспитала художников, которые её вполне могут замещать. К примеру, Маша Широкова сейчас самостоятельно создаёт рисунки, ведёт полностью проекты, осуществляя их с помощью других художников. Такое сотворчество дорогого стоит! Наташа уже выступает в качестве дипломного руководителя, который только направляет студента, но при этом студент сам пишет работу. Маша собирает материал, работает с ним и затем советуется с руководителем. Так сформировались традиции работы художников.

Когда пишется целый иконостас, один человек не может выполнить всю работу от начала до конца. Нужно распределение: один задумывает, другой пишет пейзаж, архитектуру, складки одежд, третий – лики… Это как в консерватории. Композитор сочиняет произведение, дирижёр руководит, а оркестр должен органично исполнить задуманное. Так и в Мастерской, у каждого художника свой почерк, но за счёт слаженности и умения слышать друг друга, получается цельная работа. Разделение труда существовало издревле в иконописных мастерских, ничего нового мы не придумали. Только научились хорошо применять то, что работало еще до нас.

Для художника очень важно научиться слышать. Ты можешь предлагать, но надо быть готовым к тому, что твоё предложение не всегда будет принято. Главный художник имеет колоссальный опыт и видит на несколько шагов вперед. В этом смысле это один из христианских моментов, когда человек учится смирению.

Бывает, художники приходят и сразу же просят доверить им написание ликов. Мы же говорим, - сначала научись краску класть на иконы правильно, доличное писать, а потом уже и к ликам можно подойти. А высшая степень мастерства – рисунки к иконам создавать и цельные проекты реализовывать. Тут уже нужны знания канонов, сюжетов, стилистики, колористики.

Второй момент, важный для главного художника, – умение управлять коллективом, подобрать ключик к каждому художнику, контролируя при этом процесс работы. У заказчика не всегда есть время отслеживать процесс, ему, прежде всего, важен результат – качественная работа в согласованные сроки с учётом выделенного бюджета.

Если вернуться к моему функционалу, то моя задача, как руководителя, состоит в обеспечении процесса. В этом плане стараюсь создать максимально комфортные условия. Иконописная мастерская расположена в самом светлом помещении, оборудована кондиционером, выполнен ремонт. С другой стороны, важно финансовое обеспечение. Творчеством можно заниматься сколько угодно, но и семьи кормить, детей растить нужно. Мы, как христиане-бизнесмены, всегда чётко это контролируем, помним, что главное – все свои обязательства перед людьми выполнять.

И Господь нам в этом помогает. За все годы работы откровенно ни разу «не кидали». Были, конечно, финансовые трудности. Но работников это не должно касаться. Они честно трудятся и зарплату должны получать вовремя.

Конечно, за финансовой стабильностью стоит колоссальный труд, который со стороны, зачастую, не виден. Напряженная работа коммерческого отдела, вложения в рекламу, встречи с заказчиками, бесконечные командировки и ночные разъезды, когда дома живёшь меньше, чем в поездках.

RDV_1574.jpg

- Мастерская «Палехский Иконостас» - семейное предприятие, создано семьёй и многие сотрудники работают целыми семьями. С чем это связано?

- Я думаю, есть и объективные и субъективные причины. Отсутствие большого выбора работы в маленьком поселке, предоставление хороших условий труда и стабильность. Для местного уровня у нас хорошие зарплаты и есть возможность зарабатывать дополнительно, работая сверхурочно. Людей привлекает стабильность, и потому, как правило, работой они дорожат. Когда муж с женой трудятся на одном предприятии – это двойная ответственность, поскольку если вдруг возникнут задержки по зарплате, жить просто не на что будет. Тут важна не только наша с Юрием (прим. – второй собственник) работа, но и взаимная коллективная ответственность. Мы постоянно проводим с сотрудниками разъяснительную работу, объясняя, что от их труда, усердия, самоотдачи зависит, останется ли заказчик довольным и будет рекомендовать Мастерскую или нет.

Пытаемся воспитывать в людях христианское отношение к труду, чтобы они понимали меру своей ответственности. Где бы человек ни работал, нельзя выполнять её спустя рукава, а уж в нашей работе – особенно. Нужно помнить, то, что мы создаем – это всё для Дома Божия. Мера нашей ответственности – другая. И суд будет другим. Как мы сможем потом оправдаться, если сделаем что-то вразрез со своей совестью?

- Вы затронули вопрос преображения, христианского воспитания сотрудников, а можно ли сказать, что Вы сами за эти два с лишним десятка лет выросли духовно?

- Хорошее слово – преображение. Работа действительно преображает не только нас лично, но и наш коллектив. Не сразу, но постепенно менялось наше отношение к коллективу. А сотрудники, в свою очередь, по-другому начинали относится к работе. Всё, что с нами происходит вот уже на протяжении более 20 лет, - промысел Божий. Мы верим и чувствуем, что Господь нас ведет и помогает.

Был один случай. Мы участвовали в тендере, и в результате проиграли его. Было много переживаний по этому поводу. Мы же, на тот момент, считали, что у нас были все возможности для реализации проекта, а нас не выбрали. А спустя некоторое время мы получили очень серьёзный заказ, похожий по своим масштабам на тот, который упустили ранее. И, честно сказать, не смогли выдержать сроки исполнения заказа из-за непонимания масштабов работ и неумения организовать весь производственный процесс. Слава Богу, заказчики нас тогда поняли и простили. Свои ошибки мы полностью признали и сделали правильные выводы. Пришло осознание, что тогда Господь не дал нам предыдущий проект, потому что мы бы его не смогли выполнить. И даже когда затем получили не менее масштабный заказ, то не уложились в сроки. Потому что были недостаточно готовы. С тех пор много воды утекло. Мы научились планировать работу, объективно оценивать свои возможности. И самый главный вывод, который сделали, - Господь нам дает работу по силам.

В тот момент и произошло серьезное воцерковление. С людьми стало легче работать. Пришло понимание, что все люди, по своей природе, - хорошие. Просто бывают обстоятельства, которые им мешают жить и работать по совести и по Евангелию. Мы же стараемся воспитывать коллектив собственным примером. Также к нам частенько приезжает священник, проводит духовные беседы. Многие потом подходят и спрашивают свои вопросы. И постепенно происходит преображение. Так, шаг за шагом, постепенно, через работу люди приходят к Богу.

14.jpg

- Что такое работа для Вас на сегодняшний день?

- Интересный вопрос. Что такое для меня каждый проект? Это, прежде всего, возможность славить Бога. Наша задача состоит в том, чтобы найти оптимальное художественное и архитектурное решение для конкретного храма, учитывая имеющиеся ресурсы. И при этом помнить о главном, для чего мы это делаем?! И коллектив настроить, передав ему замысел. А затем – реализовать.

- Есть ли у Вас любимый или особенно значимый для Мастерской проект?

- Каждый проект, как ребёнок. Спросите любого родителя, могут быть любимые и нелюбимые дети? Нет. С одними – сложно, другие – радость доставляют. Когда ты участвуешь в создании, невозможно мерить категориями «любимый» и «нелюбимый». Где-то потрудиться пришлось, где-то сам по себе значимый проект. Один из таких – в Сарове, в храме Серафима Саровского, для которого в 2003 г. Мастерская выполняла иконостас и киоты. Потрудиться для такого Святого – милость Божия. Интересный проект был в Минске, в Храме-Памятнике Всех Святых. Очень долго работали над созданием целого комплекса, реализовали вместе с о. Фёдором интересные творческие идеи. Туров, Шелковская, Одинцово и многие, многие другие, всех работ не перечислишь.

Саров A9R5A82.jpg

- Как Вы в целом оцениваете сферу благоукрашения храмов? Существуют ли здесь тренды?

- Единого тренда нет. Церковное искусство, возрождающееся уже на протяжении, наверное, тридцати лет, довольно бурно развивалось. Развитие продолжается и сейчас. Художественных направлений много. Одни предпочитают византийское искусство, другие – древнерусское, третьи – ищут что-то своё на стыке стилей. Современный мир способствует мгновенному обмену информацией. Смотришь, что делают другие и стараешься расти. Балансируешь, соблюдая канон, находясь в поиске новых решений и учитывая пожелания заказчиков. На сегодняшний день идёт поиск современного церковного художественного языка. И дай Бог, пройдут века, и люди скажут, вот это стиль первой четверти XXI в. Как мы сейчас говорим о классицизме, ампире, модерне.

- Вы упомянули, что для Вас проекты, как дети. А если говорить о Ваших собственных детях, семье, помогали ли они Вам в период становления Мастерской?

- Да, конечно. Слава Богу, супруга всегда была рядом, поддерживала и в работе, и в целом – по жизни. Она такой же трудоголик, как и я. Старшая дочь, Ольга, выросла, и, на сегодняшний день, она - моя правая рука. Семья – это тыл, где я отдыхаю. Это не просто родные люди, они – мои единомышленники и друзья.

- В таком плотном графике есть ли время на отдых?

- Первые 6 лет работали почти без выходных, об отпуске даже не думали. Но постепенно стали выкраивать время на отдых.

- Насколько я знаю, Вы путешествуете на мотоциклах в самых удаленных точках мира. Почему выбор пал на такой экстремальный отдых?

- Ну как-то так получилось. Супруга вначале меня тоже поддерживала.

- Неужели ездила на мотоцикле?

- Да. Мы много путешествовали вместе. Мир посмотрели. Такие поездки не сравнятся с пляжным отдыхом. Они позволяют отвлечься от работы, и сосредоточиться на том, что тебе надо делать в данный конкретный момент – приготовить еду, составить программу на день, организовать ночлег и т.д. Путешествие на мотоцикле – сродни походу, только передвижение – не пешком, а на «железном коне». Ты открыт миру, встречам с новыми людьми. И постепенно погружаешься в непривычную среду и знакомишься с интересными людьми. Это обогащает. Путешествия полностью захватывают и позволяют разгрузиться.

18.jpg

- Природа вдохновляет на новые идеи?

- Конечно. Господь Бог – самый великий Творец. Всё, что Им создано, нас одновременно и удивляет, и вдохновляет. И мы стараемся в работе применять только естественные натуральные материалы.

- Анатолий Владимирович, сейчас сложный период для мира и России…

- Любой кризис – это возможности для роста. Надо идти навстречу и не бояться трудностей, пробуя что-то новое. Это уже не первый кризис для нашей Мастерской. Кризис – это вызов, на который нужно отвечать. В такие моменты осваиваешь новые направления, технологии. Если ты открыт, Господь даёт тебе эту возможность, и ты дальше пробуешь и делаешь. И сейчас – тоже самое. Мы не стоим на месте.

- Просто хорошо работаете?

- И это тоже. Работу надо всегда делать хорошо. Даже в это тяжелое время мы достаточно уверенно стоим на ногах. Главное – коллектив. Людей мы не бросили, поддержали, полностью содержали эти два месяца вынужденного из-за всемирной эпидемии простоя. Перестроились. И снова идём дальше. Главное, что у нас есть любимая работа, заказы. И Господь нас укрепляет.

- И, напоследок, расскажите, как Вы видите будущее Мастерской?

- Я не знаю, что будешь дальше. Единственное, в чем я уверен, мы не будем стоять на месте. Отвечать запросам настоящего и будущего времени – не самоцель, а жизненная необходимость.

Если немного порассуждать на эту тему, то, согласитесь, каждый заказчик ждет, чтобы его заказ был выполнен с высокой художественной реализацией и рациональным распределением финансов. Поэтому мы постоянно работаем над развитием технологий, которые позволяют экономить ресурсы без потери качества. Ищем собственный почерк, взращиваем команду и продолжаем использовать весь спектр материалов, технологий, видов искусств, чтобы выполнять храмовые интерьеры комплексно. Мне доставляет несказанное удовольствие решать сейчас именно такие задачи - задумывать интерьер в целом, применяя разные техники и не нарушая гармонии. Самое главное, как мне кажется, - не останавливаться на достигнутом.

Если подытожить, то условно мы прошли два этапа – создание производственной базы и формирование сплоченной профессиональной команды. Следующий вектор – поиск новых технологий, творческих решений. Здесь нет потолка. Мы всегда должны находиться в поиске новых средств, которые помогут нам и через интерьер храма в целом, и через каждый его элемент – иконопись, роспись, храмовую утварь – передать красоту Божьего мира.

Сентябрь 16, 2020

Последние статьи

Из чего складывается стоимость храмовых росписей в мастерской «Палехский Иконостас»?
Какова стоимость росписей за 1 м2? –первый вопрос, которые задают заказчики. А что если посмотреть на вопрос цены с позиции, из чего она складывается?
12.09.2020
Читать
Как алмаз становится бриллиантом. О формировании коллектива иконописцев Мастерской в интервью с главным художником Н.В. Влезько.
Как начинающему художнику попасть в мастерскую «Палехский Иконостас»? «Личники» и «доличники». Можно ли измерить работу художника дециметрами? Эти и другие темы разберем с главным художником Мастерской Н.В. Влезько.
17.08.2020
Читать
Художник не имеет права формально подходить к иконописи.
Иконописец мастерской «Палехский Иконостас», член Союза Художников Подмосковья Сергей Александрович Никитин об академизме, «люфте» в иконописи, работе на больших форматах и о своем пути к Богу.
14.08.2020
Читать
4 тома чертежей или зарисовки о том, как воплощался проект иконостаса в Астрахани.
Изготовление иконостаса – трудоемкий процесс, состоящий из нескольких этапов. Сегодня вкратце затронем эту тему и обсудим её на примере уже выполненного проекта – иконостаса храма Святой Живоначальной Троицы в Астрахани.
12.08.2020
Читать
Становление Мастерской «Палехский Иконостас». Производство.
Более 300 иконостасов и множество расписанных храмов по всей России и за рубежом – результат работы мастерской «Палехский Иконостас» за 24 года. Какой путь пришлось пройти, прежде чем достичь такого успеха? О становлении Мастерской поговорили с одним из основателей, Анатолием Владимировичем Влезько.
10.08.2020
Читать