Золотые руки.

Простой русский работяга - так коротко можно охарактеризовать Андрея Александровича Смирнова, одного из самых надёжных и ответственных столяров Мастерской «Палехский Иконостас». Он работает в Мастерской уже на протяжении 20 лет. Начинал резчиком. Но деятельная натура нашла себе применение именно в столярном цеху, а в дальнейшем - на руководящей должности в бригаде сборки иконостасов и церковной утвари.

IMG_0387.jpg

Мы поговорили не только с Андреем Александровичем Смирновым, но и с его руководителем Анной Ивановной Осокиной. 

- Андрей, здравствуйте! Расскажите о своей работе.

А.А.С.: Занимаюсь изготовлением, сборкой и установкой иконостасов.

А.И.О.: Андрей Смирнов – не только столяр, но и начальник бригады сборки иконостасов и церковной утвари. Очень ответственный, рассудительный сотрудник. К работе всегда подходит с чувством, с толком, с расстановкой. Сначала подробно изучает рабочие чертежи, высказывает свои пожелания, как столяр. А уже потом принимает решения. Обладает спокойным нравом. На своих работников никогда не повышает голос, не срывается. Спокоен, выдержан.

IMG_0322.jpg

- А где всем навыкам научились? Какое образование получили?

А.А.С.: Никакого образования. Самоучка. На первых порах мастер показал, как нужно делать, а дальше я уже сам смекнул, что к чему. Двадцать лет работы в цеху – не шутка!

А.И.О.: Это просто его любимое дело. Он этим живёт. И я думаю, в роли какого-то другого работника он себя не представляет. Работа, конечно, тяжелая. Но она связана с движением, с постоянными командировками. И, как мне кажется, это его стезя. Он очень деятельный.

- Были ли какие-то сложности при монтаже и установке иконостасов?

А.А.С.: Каждая установка, по-своему особенна и сложна. Несостыковки бывают и в блоках, и в размерах. Замеры, в основном, делаются, когда отделка в храме ещё не закончена. Поэтому и возникают такие ситуации, когда приходится на месте всё дорабатывать.

А.И.О.: Все сложные ситуации Андрей разрешает быстро. Он грамотно управляет своей командой: столярами, резчиками и позолотчиками, чётко и последовательно ставя перед ними текущие задачи, с учётом ограниченных сроков установки иконостаса. Сдача объекта лежит полностью на его плечах.

IMG_2773.jpg

- Начальник сборки и монтажа иконостасов – ответственная должность. Как справляетесь?

А.А.С.: Прежде всего, важно помнить, что ты несёшь ответственность не только за результат работы, но и за людей.

- Безопасна ли работа на монтаже?

А.А.С.: В плане безопасности всё продумано. Леса устойчивы, надёжны. Если иконостасы высокие, к примеру, 15-метровые, то для монтажников предусмотрены страховочные ремни. Да и голова на плечах есть. Что ещё нужно?!

А.И.О.: Он просто очень скромный. Работа на высоте всегда связана с риском. Хотя и соблюдаются все правила безопасности, доля риска всё же остается. Каждый иконостас – уникален. Нет единого сценария монтажа и установки. Всегда есть нюансы.

Но не только работа на высоте связана с риском. Одна из самых сложных ситуаций в жизни Андрея случилась не на высоте, но на земле при установке очень объёмного и тяжелого креста на проекте в Набережных Челнах несколько лет тому назад. Тогда Андрей, как бригадир, взял на себя большую ответственность, и, не рассчитав силы, сорвал спину. Восстановление заняло несколько месяцев. Руководители Мастерской поддержали его семью финансово, помогли найти хорошего врача и оставили за ним место начальника бригады. Слава Богу, спустя время, Андрей вылечился и вернулся в строй. Конечно, травма и по сей день даёт о себе знать, но, несмотря ни на что, он также упорно и ответственно трудится с нами бок о бок.

20151004_125458.jpg

- Есть ли проекты, которые особенно Вам запомнились? Дороги сердцу? Расскажите о них.

А.А.С.: Особенно запомнилась работа над иконостасом в Рязани. Это был очень масштабный и значимый заказ. Перед нами стояла задача реконструировать старый иконостас, опираясь только на краеведческие данные и сохранившиеся черно-белые фотографии.

А.И.О.: Это была коллективная работа. Но ответственным за сдачу проекта был именно Андрей. С него, в т.ч. и заказчики спрашивали результат.

20151005_095454.jpg

- А были ли опасные моменты в работе?

А.А.С.: В Питере был большой заказ на изготовление церковной утвари из дуба. Горели не только сроки, но и леса. Лето 2010 г. – время, когда работать было очень тяжело. Но как-то общими усилиями справились.

А.И.О.: На самом деле в это время была такая задымленность по всей стране, что работать круглые сутки – это был настоящий подвиг. Но у нас были очень сжатые сроки и большой объём работ. Работа с дубом сама по себе не простая, потому как ценная порода требует особой обработки. Поэтому ребята трудились без отдыха, не щадя себя. И, конечно, в такие моменты очень многое зависит от настроя руководителя, от того, как он сможет организовать и мотивировать людей. И Андрей с этой задачей прекрасно справился, собственным примером показывая, что вместе можно сделать многое и в рекордные сроки, несмотря на внешние неблагоприятные условия.

- А что для Вас самое главное в жизни?

А.А.С.: Для меня, как и для любого нормального человека, на первом месте - семья. И работаю я, прежде всего, для того, чтобы эту семью прокормить, одеть, обуть. Но, когда трудишься, не покладая рук, пытаясь честно заработать свой кусок хлеба и обеспечить семью, сам того не замечая, вкладываешь частичку своей души в каждый проект. А люди из бригады становятся родными. И со временем понимаешь, что если на работе будет всё сбалансировано, то и в семье всё будет хорошо.

- А если бы не нужно было кормить семью, сидели бы просто на печи?

А.А.С.: В частном доме на печи не посидишь. Всё время что-то делаешь, ремонтируешь.

- Получается, самое главное, чтобы были золотые руки?

А.А.С.: Видите, какие грязные!

- Это не важно! Вы же, какой материал не возьмёте, из него что-то да сделаете, правильно?

А.А.С.: Наверное.

- А есть ли у Вас мечта?

А.А.С.: Мечта, чтоб дети были здоровы! А всё остальное, как говорится, если есть руки, и здоровье не подводит, всё сам сделаю.

А.И.О.: Андрей очень любит своих дочерей. Отзывается о них с любовью и трепетом, которые чаще присущи мамам, нежели отцам. Живёт и работает ради того, чтобы у его семьи было всё, что нужно для жизни. Ездит на старенькой машине уже почти десять лет, хотя мог бы давно позволить себе новую. Но зато дом отстроил так, чтобы у дочерей были отдельные комнаты, и всем было уютно. Золотые руки! Что ещё скажешь! И когда идёт на работу, каждый раз говорит, - да, это ради детей! Но, как видите, и на работе он за свою бригаду всегда постоит, и на себя удар, если понадобится, без раздумья примет.

После такого интервью действительно задумываешься о том, что самое ценное и важное в жизни.

Апрель 22, 2020

Последние статьи

Цех металлообработки. История создания.
История становления и развития Мастерской состоит из таких моментов: - А Вы можете выполнить такой заказ? У Вас есть ресурсы, оборудование? - спрашивает заказчик. - Да. Мы освоим технологии, закупим оборудование и выполним Ваш заказ в такие сроки, - отвечаем мы. Примерно такой диалог стал отправной точкой для создания цеха по металлообработке.
26.10.2020
Читать
Становление Мастерской «Палехский Иконостас». Люди.
В продолжение разговора о становлении Мастерской «Палехский Иконостас» с одним из её основателей Анатолием Владимировичем Влезько обсудили темы формирования и духовного преображения коллектива, работы в кризис и планы на будущее.
16.09.2020
Читать
Из чего складывается стоимость храмовых росписей в мастерской «Палехский Иконостас»?
Какова стоимость росписей за 1 м2? –первый вопрос, которые задают заказчики. А что если посмотреть на вопрос цены с позиции, из чего она складывается?
12.09.2020
Читать
Как алмаз становится бриллиантом. О формировании коллектива иконописцев Мастерской в интервью с главным художником Н.В. Влезько.
Как начинающему художнику попасть в мастерскую «Палехский Иконостас»? «Личники» и «доличники». Можно ли измерить работу художника дециметрами? Эти и другие темы разберем с главным художником Мастерской Н.В. Влезько.
17.08.2020
Читать
Художник не имеет права формально подходить к иконописи.
Иконописец мастерской «Палехский Иконостас», член Союза Художников Подмосковья Сергей Александрович Никитин об академизме, «люфте» в иконописи, работе на больших форматах и о своем пути к Богу.
14.08.2020
Читать