- Как создавался коллектив иконописцев Мастерской «Палехский Иконостас»? Как начинающему художнику попасть в Мастерскую? Существует ли отбор?
- Сегодня к нам на работу пришла устраиваться девушка, окончившая Палехское Художественное училище им. М. Горького. Она задала тот же вопрос. И я ответила так, - мы берем всех, имеющих художественное образование. Важно, чтобы при этом человек был адекватным и исповедовал православную веру. Остальное покажет время.
После приема на работу сотрудник проходит адаптационный период. Это как в любом коллективе. И приходит понимание, может ли он работать в Мастерской в регламентированные часы, или привычка творить дома и бессистемно побеждает. Многое зависит от характера и мотивации художника. Бывает, люди приходят работать, но не хотят соблюдать режим, просто они привыкли работать дома и по ночам, потому что днем – у них дети, какие-то бытовые заботы и т.д. И получается, что одни практически сразу понимают это и уходят, другие – немного дольше выдерживают, а третьи – остаются и профессионально растут в рамках Мастерской.
Так постепенно и создавался коллектив.
- Портфолио художника – важный критерий?
- В портфолио человек показывает, что он может. Нам важно, чтобы он работал, исходя из задач, которые ставит заказчик. Тут возникает вопрос, готов ли он критично относиться к замечаниям или нет. Важно, чтобы человек искал не своего, а Божьего. Мы же пишем иконы, чтобы славить Бога, а не себя и свой талант. Кстати, талант тоже от Бога. «Господь дал, Господь и взял» (прим.- Библия, Ветхий Завет, Иов. 1:20,21). Всегда важно помнить об этом.
- Как Вы понимаете, что новый сотрудник не ошибся дверью и надолго задержится в Мастерской?
- Всё очень индивидуально. Рамок не существует. Если виден прогресс, иконописец осваивает новые этапы, учится, то это положительно характеризует его.
- Речь о характере или таланте?
- В большей степени - о характере. Если у него есть способности, желание расти, то научить можно всему. Нет границ.
- А если человек пришёл в иконописный цех, но со временем понимает, что его призвание где-то рядом – в левкасе или позолоте, к примеру?
- И такое бывает. У нас одновременно пришли две девушки, родственницы. Одна потом ушла в цех позолоты, а другая – со временем выросла до «личника» и теперь пишет лики. Каждый сам определяет свой творческий путь. Кем ты будешь, зависит только от тебя. И даже господин «случай» тут ни при чём. Потому что один человек этот случай даже не заметит, а другой – ухватится за малейшую возможность и приложит все усилия, чтобы добиться лучших результатов.
- Когда художник к Вам приходит, начинает с доличного – пейзажей, горок?
- Да.
- На днях разговаривали с иконописцем Мастерской, Сергеем Никитиным. В обсуждении темы доличного-личного он привёл в пример иконы Андрея Рублева, в которых лики сохранились, а одежда, фон, надписи, руки – нет. Сергей утверждает, что если бы остался только фон, то перед такой иконой невозможно было бы молиться. Как Вы считаете, насколько этап доличного важен в иконописи?
- Одно без другого не может существовать. Приведу пример из жизни. Допустим, мы идём по улице. Если мы видим безупречно одетого человека, но с помятым или злым лицом, то впечатление намертво испорчено. А теперь представьте, что по дороге нам встречается добрый человек, глаза его сияют, он открыт общению, и в нём чувствуется какая-то Божья благодать, да мы даже не посмотрим на его одежду. Тоже самое в иконе. Всё взаимосвязано. Если бы мы получили икону Андрея Рублева в том виде, в котором предположил Сергей, мы бы на неё просто не обратили внимания.
- Хороший доличник – это?
- Тот, кто умеет работать в принципе без руководителя. У такого художника хватает опыта и чёткости исполнения настолько, что его не нужно поправлять. Иногда получается даже лучше, чем ты предполагаешь, как руководитель проекта. Опытный художник может писать в разных стилях. В Мастерской предоставляется такая возможность. Но по времени ты не успеешь сделать это за год. Нужно поработать 3-5 лет, чтобы пройти полный круг, и тогда у тебя появится какой-то опыт.
Переходя к новому иконостасу, ты должен вспомнить весь процесс. Не с нуля начинать, а двигаться с учетом пройденного. Помимо этого нужно расти, к примеру, освоить новый этап. Если в прошлый раз ты писал архитектуру, то в этот раз тебе дадут горки, или доверят роспись золотом, ассист. Каждый раз ты подходишь к работе по-новому, но багаж знаний с прошлых проектов должен тебя поддерживать, двигать дальше.
- В какой момент Вы понимаете, что художнику можно доверить писать лик?
- Это не происходит одномоментно. Всё индивидуально. Как только вижу, что человек справляется со своей работой, растет, учится, и у него есть потенциал, даю возможность попробовать писать лики. Но с поправкой на то, что слету может не получится.
Писать лик – это большая ответственность. Когда человек переходит на новую операцию, у него всегда стресс. И ему нужно какое-то время, чтобы с этим стрессом справится. Это сродни переходу на новую работу, переезду в другой город и т.д. Нужно время для адаптации. И мы его даем нашим художникам.
Понимаете, в творчестве нельзя стоять на одном месте, иначе можно придти к ситуации застоя. Должен быть рост. Как его обеспечить? Художник должен быть голодным до идеи. Если мы говорим про иконописца, то для начала вспомним, что такое икона? Икона – это окно в горний мир. А иконописец издревле приравнивался к апостолам. Чтобы быть апостолом, нужно не просто безупречно владеть техникой иконописания, но и самому духовно расти. К примеру, читать жития святых, лики которых пишешь. Но и этого недостаточно.
Многие годы нашу Мастерскую окормляет иерей Алексей, настоятель Храма Смоленской иконы Божией Матери в г. Южа. Он регулярно выступает с лекциями, разъясняет многие богословские вопросы и духовно направляет. И художники, зачастую, обращаются к нему не только с профессиональными вопросами, но и с личными, житейскими.
- Такой подход даёт плоды?
- Безусловно. Для меня, как руководителя, важно создать такую атмосферу, в которой художники будут расти. Творческие люди - очень ранимые. И к ним нужен особый подход.
И я прекрасно понимаю тех 35 художников, которые трудятся у нас, потому что я тоже художник. Да, с ними непросто. Поэтому моя задача состоит в том, чтобы к каждому подобрать свой ключик: одного приласкать, другого наказать, третьего похвалить.
- Есть ли планка, к которой Вы стремитесь, понимание идеального коллектива?
- Путь к совершенству бесконечен. Это постоянное движение вперед. Важно на этом процессе не останавливаться. Потому что как только решишь, что сейчас идеальный коллектив, тут же откатишься назад. А планка – это что? Какое-то произведение? Нет. Мы не сможем повторить то, что сделано до нас. Мы лишь стремимся делать своё дело лучше.
- Можно ли измерить работу художника дециметрами?
- Это некорректный подход. Я бы говорила о сложности работы, а не о количестве дециметров, написанных художником за день. Допустим, если праздники пишутся в течение 2-2,5 месяцев, то пророческий ряд – 1-1,5 недели. И сравнивать эти работы по дециметрам было бы неправильно. Другое дело, что есть реальные сроки на иконы.
Например, если Вы хотите на крещение подарить мерную икону, то нужно учитывать, что месяц уйдёт на изготовление иконной доски, две недели – на согласование эскизов. Это если не будет особых пожеланий и необходимости по 10 раз всё переделывать. В целом работа займёт минимум 2 месяца. Это важно понимать при заказе мерной иконы, а не считать дециметры.
- Что самое сложное именно в руководстве творческими людьми?
- Как руководитель, я не могу пройти мимо ошибок. Я просто обязана показать, что художник делает не так. И, наверное, в этом и есть сложность. Когда у нас была бизнес-психология, специалист говорил нам, что на 10 замечаний должно быть одно – отрицательное, три – похвальных, остальные – нейтральные. Я всегда должна помнить, что прежде чем сделать замечание, нужно трижды похвалить. Это искусство, которому учишься всю жизнь.
- На работе мы проводим большую часть жизни. И для большинства людей важно, какая атмосфера царит в коллективе. Не только профессиональная, но и обычная, житейская. Как с этим обстоят дела в Мастерской?
- Радует то, что многие художники дружат семьями, общаются в нерабочее время, проводят общие праздники, ездят в паломнические поездки. И даже с теми, кто ушёл из бригады, до сих пор поддерживаются дружеские отношения.
- Наталья Владимировна, и последний вопрос. С чем можно сравнить радость осознания роста художников Мастерской?
- Мне представляется такая картинка. И многие женщины меня поймут. Мы все любим драгоценные камни. К примеру, возьмем алмаз. Чтобы добыть его, нужно спуститься на глубину несколько километров под землей. Потом совершить десятки операций по его обработке и, наконец, подвергнуть огранке. И только после этого камень принимает тот кристальный вид, который мы привыкли лицезреть на рекламных баннерах. И что самое интересное, это уже не алмаз в чистом виде! После огранки алмаз становится бриллиантом!
Тоже самое с людьми. Человек приобретает знания в художественном училище, но иконописцем становится, только пройдя определенный путь в Мастерской, через взлеты и падения, изучая технику иконописания и духовно просвещаясь. И постепенно происходит преображение, не только профессиональное, но и духовное. Духовный рост, если позволите. И этот путь продолжается всю жизнь. Путь к Богу и к себе самому, как образу и подобию Божию.
- Отрадно слышать. Благодарю за душевную беседу.
Август 17, 2020