Яндекс.Метрика

Оставьте заявку на изготовление иконостаса до конца апреля и получите в подарок катапетасму с креплением

Если у Вас остались вопросы, Вы можете связаться с нами по телефону 89303575245
Нажимая на кнопку вы даете согласие на обработку персональных данных

Как формировался коллектив иконописцев в Мастерской. Интервью с главным художником.

Написание икон - один из самых важных этапов реализации проекта иконостаса. Когда человек приходит в храм, первое, что он видит – лики Господа, Богородицы и святых на иконах. Говорить об иконописи можно бесконечно долго. Невозможно объять необъятное. На сайте уже выходили интервью с иконописцами Мастерской – Н.В. Влезько, М.В. Широковой, С.А. Никитиным. Сегодня с главным художником, Натальей Владимировной Влезько, обсудим тему иконописи в разрезе вопросов, заданных нашими подписчиками и заказчиками.

2.jpg


- Как создавался коллектив иконописцев Мастерской «Палехский Иконостас»? Как начинающему художнику попасть в Мастерскую? Существует ли отбор?

- Сегодня к нам на работу пришла устраиваться девушка, окончившая Палехское Художественное училище им. М. Горького. Она задала тот же вопрос. И я ответила так, - мы берем всех, имеющих художественное образование. Важно, чтобы при этом человек был адекватным и исповедовал православную веру. Остальное покажет время.

После приема на работу сотрудник проходит адаптационный период. Это как в любом коллективе. И приходит понимание, может ли он работать в Мастерской в регламентированные часы, или привычка творить дома и бессистемно побеждает. Многое зависит от характера и мотивации художника. Бывает, люди приходят работать, но не хотят соблюдать режим, просто они привыкли работать дома и по ночам, потому что днем – у них дети, какие-то бытовые заботы и т.д. И получается, что одни практически сразу понимают это и уходят, другие – немного дольше выдерживают, а третьи – остаются и профессионально растут в рамках Мастерской.

Так постепенно и создавался коллектив.

- Портфолио художника – важный критерий?

- В портфолио человек показывает, что он может. Нам важно, чтобы он работал, исходя из задач, которые ставит заказчик. Тут возникает вопрос, готов ли он критично относиться к замечаниям или нет. Важно, чтобы человек искал не своего, а Божьего. Мы же пишем иконы, чтобы славить Бога, а не себя и свой талант. Кстати, талант тоже от Бога. «Господь дал, Господь и взял» (прим.- Библия, Ветхий Завет, Иов. 1:20,21). Всегда важно помнить об этом.

- Как Вы понимаете, что новый сотрудник не ошибся дверью и надолго задержится в Мастерской?

- Всё очень индивидуально. Рамок не существует. Если виден прогресс, иконописец осваивает новые этапы, учится, то это положительно характеризует его.

- Речь о характере или таланте?

- В большей степени - о характере. Если у него есть способности, желание расти, то научить можно всему. Нет границ.

- А если человек пришёл в иконописный цех, но со временем понимает, что его призвание где-то рядом – в левкасе или позолоте, к примеру?

- И такое бывает. У нас одновременно пришли две девушки, родственницы. Одна потом ушла в цех позолоты, а другая – со временем выросла до «личника» и теперь пишет лики. Каждый сам определяет свой творческий путь. Кем ты будешь, зависит только от тебя. И даже господин «случай» тут ни при чём. Потому что один человек этот случай даже не заметит, а другой – ухватится за малейшую возможность и приложит все усилия, чтобы добиться лучших результатов.

- Когда художник к Вам приходит, начинает с доличного – пейзажей, горок?

- Да.

- На днях разговаривали с иконописцем Мастерской, Сергеем Никитиным. В обсуждении темы доличного-личного он привёл в пример иконы Андрея Рублева, в которых лики сохранились, а одежда, фон, надписи, руки – нет. Сергей утверждает, что если бы остался только фон, то перед такой иконой невозможно было бы молиться. Как Вы считаете, насколько этап доличного важен в иконописи?

- Одно без другого не может существовать. Приведу пример из жизни. Допустим, мы идём по улице. Если мы видим безупречно одетого человека, но с помятым или злым лицом, то впечатление намертво испорчено. А теперь представьте, что по дороге нам встречается добрый человек, глаза его сияют, он открыт общению, и в нём чувствуется какая-то Божья благодать, да мы даже не посмотрим на его одежду. Тоже самое в иконе. Всё взаимосвязано. Если бы мы получили икону Андрея Рублева в том виде, в котором предположил Сергей, мы бы на неё просто не обратили внимания.

-   Хороший доличник – это?

- Тот, кто умеет работать в принципе без руководителя. У такого художника хватает опыта и чёткости исполнения настолько, что его не нужно поправлять. Иногда получается даже лучше, чем ты предполагаешь, как руководитель проекта. Опытный художник может писать в разных стилях. В Мастерской предоставляется такая возможность. Но по времени ты не успеешь сделать это за год. Нужно поработать 3-5 лет, чтобы пройти полный круг, и тогда у тебя появится какой-то опыт.

Переходя к новому иконостасу, ты должен вспомнить весь процесс. Не с нуля начинать, а двигаться с учетом пройденного. Помимо этого нужно расти, к примеру, освоить новый этап. Если в прошлый раз ты писал архитектуру, то в этот раз тебе дадут горки, или доверят роспись золотом, ассист. Каждый раз ты подходишь к работе по-новому, но багаж знаний с прошлых проектов должен тебя поддерживать, двигать дальше.

- В какой момент Вы понимаете, что художнику можно доверить писать лик?

- Это не происходит одномоментно. Всё индивидуально. Как только вижу, что человек справляется со своей работой, растет, учится, и у него есть потенциал, даю возможность попробовать писать лики. Но с поправкой на то, что слету может не получится.

Писать лик – это большая ответственность. Когда человек переходит на новую операцию, у него всегда стресс. И ему нужно какое-то время, чтобы с этим стрессом справится. Это сродни переходу на новую работу, переезду в другой город и т.д. Нужно время для адаптации. И мы его даем нашим художникам.

Понимаете, в творчестве нельзя стоять на одном месте, иначе можно придти к ситуации застоя. Должен быть рост. Как его обеспечить? Художник должен быть голодным до идеи. Если мы говорим про иконописца, то для начала вспомним, что такое икона? Икона – это окно в горний мир. А иконописец издревле приравнивался к апостолам. Чтобы быть апостолом, нужно не просто безупречно владеть техникой иконописания, но и самому духовно расти. К примеру, читать жития святых, лики которых пишешь. Но и этого недостаточно.

Многие годы нашу Мастерскую окормляет иерей Алексей, настоятель Храма Смоленской иконы Божией Матери в г. Южа. Он регулярно выступает с лекциями, разъясняет многие богословские вопросы и духовно направляет. И художники, зачастую, обращаются к нему не только с профессиональными вопросами, но и с личными, житейскими.

- Такой подход даёт плоды?

- Безусловно. Для меня, как руководителя, важно создать такую атмосферу, в которой художники будут расти. Творческие люди - очень ранимые. И к ним нужен особый подход.

И я прекрасно понимаю тех 35 художников, которые трудятся у нас, потому что я тоже художник. Да, с ними непросто. Поэтому моя задача состоит в том, чтобы к каждому подобрать свой ключик: одного приласкать, другого наказать, третьего похвалить.

- Есть ли планка, к которой Вы стремитесь, понимание идеального коллектива?

- Путь к совершенству бесконечен. Это постоянное движение вперед. Важно на этом процессе не останавливаться. Потому что как только решишь, что сейчас идеальный коллектив, тут же откатишься назад. А планка – это что? Какое-то произведение? Нет. Мы не сможем повторить то, что сделано до нас. Мы лишь стремимся делать своё дело лучше.

- Можно ли измерить работу художника дециметрами?

- Это некорректный подход. Я бы говорила о сложности работы, а не о количестве дециметров, написанных художником за день. Допустим, если праздники пишутся в течение 2-2,5 месяцев, то пророческий ряд – 1-1,5 недели. И сравнивать эти работы по дециметрам было бы неправильно. Другое дело, что есть реальные сроки на иконы.

Например, если Вы хотите на крещение подарить мерную икону, то нужно учитывать, что месяц уйдёт на изготовление иконной доски, две недели – на согласование эскизов. Это если не будет особых пожеланий и необходимости по 10 раз всё переделывать. В целом работа займёт минимум 2 месяца. Это важно понимать при заказе мерной иконы, а не считать дециметры.

- Что самое сложное именно в руководстве творческими людьми?

- Как руководитель, я не могу пройти мимо ошибок. Я просто обязана показать, что художник делает не так. И, наверное, в этом и есть сложность. Когда у нас была бизнес-психология, специалист говорил нам, что на 10 замечаний должно быть одно – отрицательное, три – похвальных, остальные – нейтральные. Я всегда должна помнить, что прежде чем сделать замечание, нужно трижды похвалить. Это искусство, которому учишься всю жизнь.

- На работе мы проводим большую часть жизни. И для большинства людей важно, какая атмосфера царит в коллективе. Не только профессиональная, но и обычная, житейская. Как с этим обстоят дела в Мастерской?

- Радует то, что многие художники дружат семьями, общаются в нерабочее время, проводят общие праздники, ездят в паломнические поездки. И даже с теми, кто ушёл из бригады, до сих пор поддерживаются дружеские отношения. 

- Наталья Владимировна, и последний вопрос. С чем можно сравнить радость осознания роста художников Мастерской?

- Мне представляется такая картинка. И многие женщины меня поймут. Мы все любим драгоценные камни. К примеру, возьмем алмаз. Чтобы добыть его, нужно спуститься на глубину несколько километров под землей. Потом совершить десятки операций по его обработке и, наконец, подвергнуть огранке. И только после этого камень принимает тот кристальный вид, который мы привыкли лицезреть на рекламных баннерах. И что самое интересное, это уже не алмаз в чистом виде! После огранки алмаз становится бриллиантом!

Тоже самое с людьми. Человек приобретает знания в художественном училище, но иконописцем становится, только пройдя определенный путь в Мастерской, через взлеты и падения, изучая технику иконописания и духовно просвещаясь. И постепенно происходит преображение, не только профессиональное, но и духовное. Духовный рост, если позволите. И этот путь продолжается всю жизнь. Путь к Богу и к себе самому, как образу и подобию Божию.

- Отрадно слышать. Благодарю за душевную беседу.

Август 17, 2020

Последние статьи

Экскурсии по мастерской. Группа от школы управления "Сколково".
На прошлой неделе в мастерскую «Палехский иконостас» приезжала группа экскурсантов от школы управления «Сколково» в рамках программы «Открытая промышленность». Приезжали необычные гости – главы муниципалитетов.
02.04.2024
Читать
Видеоинтервью с настоятелем Всехсвятского Храма-памятника в Минске. С чего началось сотрудничество с мастерской.
11.03.2024
Читать
«Приезжаешь туда и уже на входе понимаешь, что попала в другой мир». Интервью с иконописцем и монахиней о занятиях по иконописи для осужденных женской колонии.
31.01.2024
Читать
Итоги работы мастерской "Палехский Иконостас" в 2023 году. Интервью с руководителем.
Руководитель, совладелец мастерской рассказал, каким был год для "Палехского Иконостаса", и какие задачи поставлены на будущий год.
19.01.2024
Читать
Интервью с иконописцем о росписях Кафедрального Собора в Луганске.

Накануне праздника Собора Архистратига Михаила и небесных сил бесплотных иконописцы мастерской «Палехский Иконостас» приступили к росписи Петропавловского собора в Луганске. Мы поговорили с иконописцем мастерской, Иваном Тимофеевым.

01.12.2023
Читать

Услуги

Икона "Спас Нерукотворный"
Икона "Спас Нерукотворный"
Икона Святого Николая Чудотворца
Икона Святого Николая Чудотворца
Икона Святого Апостола Первомученика и Архидиакона Стефана
Икона Святого Апостола Первомученика и Архидиакона Стефана
Икона Святого Спиридона Тримифунтского
Икона Святого Спиридона Тримифунтского
Иконостас храма святого мученика Уара
Иконостас храма святого мученика Уара
Икона Святого Архистратига Михаила
Икона Святого Архистратига Михаила
Витражи придела в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи Всехсвятского храма
Витражи придела в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи Всехсвятского храма
Паникадило придела в честь иконы Божией Матери "Утоли мои печали" Всехсвятского храма
Паникадило придела в честь иконы Божией Матери "Утоли мои печали" Всехсвятского храма
Мозаики Центрального придела Всехсвятского храма
Мозаики Центрального придела Всехсвятского храма
Икона Святой Великомученицы Екатерины
Икона Святой Великомученицы Екатерины
Венчальная пара
Венчальная пара
Иконостас Свято-Богородице-Казанского Жадовского мужского монастыря
Иконостас Свято-Богородице-Казанского Жадовского мужского монастыря
Росписи храма святого благоверного князя Александра Невского
Росписи храма святого благоверного князя Александра Невского
Икона Святого Равноапостольного князя Владимира
Икона Святого Равноапостольного князя Владимира
Казанская икона Божией Матери
Казанская икона Божией Матери
Икона Святого Благоверного князя Александра Невского
Икона Святого Благоверного князя Александра Невского
Иконостас собора Святого Великомученика Георгия Победоносца
Иконостас собора Святого Великомученика Георгия Победоносца
Иконостас храма Святителя Николая Чудотворца
Иконостас храма Святителя Николая Чудотворца
Иконостас Крестовоздвиженского женского монастыря
Иконостас Крестовоздвиженского женского монастыря
Паникадило в Дудутках
Паникадило в Дудутках
Икона "Господь Вседержитель на троне"
Икона "Господь Вседержитель на троне"
Иконостас Вознесенского Собора Крестовоздвиженского Ставропигиального женского монастыря
Иконостас Вознесенского Собора Крестовоздвиженского Ставропигиального женского монастыря
Икона Божией Матери «Скоропослушница»
Икона Божией Матери «Скоропослушница»
Икона Святой Равноапостольной царицы Елены
Икона Святой Равноапостольной царицы Елены
Икона "Спас Нерукотворный"
Икона "Спас Нерукотворный"
Икона Святого Дмитрия Донского с предстоящими
Икона Святого Дмитрия Донского с предстоящими
Иконостас храма Серафима Саровского
Иконостас храма Серафима Саровского
Иконостас храма преподобного Серафима Саровского
Иконостас храма преподобного Серафима Саровского
Икона Святого Равноапостольного Андрея Первозванного
Икона Святого Равноапостольного Андрея Первозванного
Семейная икона
Семейная икона
Шуйско-Смоленская икона Божией Матери
Шуйско-Смоленская икона Божией Матери
Феодоровская икона Божией Матери
Феодоровская икона Божией Матери
Иконостас храма Сошествия Святого Духа
Иконостас храма Сошествия Святого Духа
Владимирская икона Божьей Матери
Владимирская икона Божьей Матери
Семейная икона
Семейная икона
Икона Святого Благоверного князя Даниила Московского
Икона Святого Благоверного князя Даниила Московского
Икона Святой Преподобномученицы великой княгини Елисаветы
Икона Святой Преподобномученицы великой княгини Елисаветы
Владимирская икона Божьей Матери
Владимирская икона Божьей Матери
Икона Преподобного Симеона Псково-Печерского
Икона Преподобного Симеона Псково-Печерского
Тихвинская икона Божией Матери
Тихвинская икона Божией Матери
Храм Святой Живоначальной Троицы
Храм Святой Живоначальной Троицы
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, г. Инза
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, г. Инза
Оформление интерьера Свято-Богородице-Казанского Жадовского мужского монастыря
Оформление интерьера Свято-Богородице-Казанского Жадовского мужского монастыря
Оформление интерьера верхнего Храма Святой Живоначальной Троицы
Оформление интерьера верхнего Храма Святой Живоначальной Троицы
Оформление интерьера Нижнего храма Святой Живоначальной Троицы (5 приделов)
Оформление интерьера Нижнего храма Святой Живоначальной Троицы (5 приделов)
Оформление интерьера Верхнего Храма Святой Живоначальной Троицы (2 этаж, 2 придела)
Оформление интерьера Верхнего Храма Святой Живоначальной Троицы (2 этаж, 2 придела)
Оформление интерьера Центрального Придела Всехсвятского храма
Оформление интерьера Центрального Придела Всехсвятского храма
Оформление интерьера Собора Святителей Кирилла и Лаврентия Туровских
Оформление интерьера Собора Святителей Кирилла и Лаврентия Туровских
Оформление интерьера Храма Сошествия Святого Духа
Оформление интерьера Храма Сошествия Святого Духа
Оформление интерьера Придела в честь иконы Божией Матери "Утоли мои печали" Всехсвятского храма
Оформление интерьера Придела в честь иконы Божией Матери "Утоли мои печали" Всехсвятского храма
Оформление интерьера Придела в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи Всехсвятского храма
Оформление интерьера Придела в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи Всехсвятского храма
Оформление интерьера Придела Иоанна Воина Жадовского мужского монастыря Казанской иконы Божией Матери
Оформление интерьера Придела Иоанна Воина Жадовского мужского монастыря Казанской иконы Божией Матери
Оформление интерьера Собора Рождества Пресвятой Богородицы
Оформление интерьера Собора Рождества Пресвятой Богородицы
Оформление интерьера храма Святой Великомученицы Варвары
Оформление интерьера храма Святой Великомученицы Варвары
Иконостас Спасского Кафедрального Собора
Иконостас Спасского Кафедрального Собора
Иконостас храма праведного Иоанна Русского
Иконостас храма праведного Иоанна Русского
Иконостас храма Святой Троицы
Иконостас храма Святой Троицы
Иконостас храма во имя Спаса Нерукотворного Образа
Иконостас храма во имя Спаса Нерукотворного Образа
Иконостас Церкви Архангела Михаила
Иконостас Церкви Архангела Михаила
Иконостас Богородице-Рождественского Ставропигиального женского монастыря
Иконостас Богородице-Рождественского Ставропигиального женского монастыря
Иконостас храма Преподобномучеников Александра Пересвета и Андрея Осляби Радонежских
Иконостас храма Преподобномучеников Александра Пересвета и Андрея Осляби Радонежских
Иконостас придела Царственных мучеников храма Воскресения Христова
Иконостас придела Царственных мучеников храма Воскресения Христова
Иконостас храма блаженной Ксении Петербургской
Иконостас храма блаженной Ксении Петербургской
Оформление интерьера Храма преподобного Серафима Саровского
Оформление интерьера Храма преподобного Серафима Саровского
Иконостас храма святых Бессребреников и Чудотворцев Косьмы и Дамиана
Иконостас храма святых Бессребреников и Чудотворцев Косьмы и Дамиана
Иконостас придел в честь иконы Божией Матери "Утоли мои печали" Всехсвятского храма
Иконостас придел в честь иконы Божией Матери "Утоли мои печали" Всехсвятского храма
Иконостас Спасского Собора
Иконостас Спасского Собора
Иконостас собора Святителей Кирилла и Лаврентия Туровских
Иконостас собора Святителей Кирилла и Лаврентия Туровских
Иконостас храма Святой Великомученицы Варвары
Иконостас храма Святой Великомученицы Варвары
Сень Свято-Богородице-Казанского Жадовского мужского монастыря
Сень Свято-Богородице-Казанского Жадовского мужского монастыря
Иконостас храма Казанской иконы Божией Матери
Иконостас храма Казанской иконы Божией Матери
Сень Кафедрального Собора Рождества Христова
Сень Кафедрального Собора Рождества Христова
Иконостас кафедрального Христорождественского Собора
Иконостас кафедрального Христорождественского Собора
Росписи придела в честь иконы Божией Матери "Утоли мои печали" Всехсвятского храма
Росписи придела в честь иконы Божией Матери "Утоли мои печали" Всехсвятского храма
Росписи собора Святителей Кирилла и Лаврентия Туровских
Росписи собора Святителей Кирилла и Лаврентия Туровских
Росписи собора Рождества Пресвятой Богородицы
Росписи собора Рождества Пресвятой Богородицы
Росписи храма Святой Великомученицы Варвары
Росписи храма Святой Великомученицы Варвары
Иконостас храма Сергия Радонежского Троицкого мужского монастыря
Иконостас храма Сергия Радонежского Троицкого мужского монастыря
Росписи храма Святой Живоначальной Троицы
Росписи храма Святой Живоначальной Троицы
Иконостас храма Успения Божией Матери
Иконостас храма Успения Божией Матери
Иконостас храма Софии Слуцкой
Иконостас храма Софии Слуцкой
Иконостас храма Казанской иконы Божией Матери
Иконостас храма Казанской иконы Божией Матери
Иконостас придела в честь Святителя Николая Чудотворца храма во имя Спаса Нерукотворного Образа
Иконостас придела в честь Святителя Николая Чудотворца храма во имя Спаса Нерукотворного Образа
Иконостас храма Тихвинской иконы Божией Матери
Иконостас храма Тихвинской иконы Божией Матери
Оформление интерьера Кафедрального Собора Рождества Христова
Оформление интерьера Кафедрального Собора Рождества Христова
Икона святой мученицы Софии Римской
Икона святой мученицы Софии Римской
Иконостас придела в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи Всехсвятского храма
Иконостас придела в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи Всехсвятского храма
Иконостас придела Иоанна Воина Жадовского мужского монастыря Казанской иконы Божией Матери
Иконостас придела Иоанна Воина Жадовского мужского монастыря Казанской иконы Божией Матери
Иконостас собора Рождества Пресвятой Богородицы
Иконостас собора Рождества Пресвятой Богородицы
Росписи Свято-Богородице-Казанского Жадовского мужского монастыря
Росписи Свято-Богородице-Казанского Жадовского мужского монастыря
Мозаики Кафедрального Собора Рождества Христова
Мозаики Кафедрального Собора Рождества Христова
Росписи Кафедрального Собора Рождества Христова
Росписи Кафедрального Собора Рождества Христова
Паникадила Собора Рождества Пресвятой Богородицы
Паникадила Собора Рождества Пресвятой Богородицы
Паникадила Центрального придела Всехсвятского храма
Паникадила Центрального придела Всехсвятского храма
Росписи Придела в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи Всехсвятского храма
Росписи Придела в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи Всехсвятского храма
Паникадила придела в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи Всехсвятского храма
Паникадила придела в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи Всехсвятского храма
Росписи Центрального Придела Всехсвятского храма
Росписи Центрального Придела Всехсвятского храма
Витражи собора Святителей Кирилла и Лаврентия Туровских
Витражи собора Святителей Кирилла и Лаврентия Туровских
Росписи храма Сошествия Святого Духа
Росписи храма Сошествия Святого Духа
Росписи храма преподобного Серафима Саровского
Росписи храма преподобного Серафима Саровского
Росписи Придела Иоанна Воина Жадовского мужского монастыря Казанской иконы Божией Матери
Росписи Придела Иоанна Воина Жадовского мужского монастыря Казанской иконы Божией Матери
Паникадило Придела Иоанна Воина Жадовского мужского монастыря Казанской иконы Божией Матери
Паникадило Придела Иоанна Воина Жадовского мужского монастыря Казанской иконы Божией Матери
Полы Собора Рождества Пресвятой Богородицы
Полы Собора Рождества Пресвятой Богородицы
Витражи придела в честь иконы Божией Матери "Утоли мои печали" Всехсвятского храма
Витражи придела в честь иконы Божией Матери "Утоли мои печали" Всехсвятского храма
Иконостас Троицкого храма
Иконостас Троицкого храма
Витражи Центрального Придела Всехсвятского храма
Витражи Центрального Придела Всехсвятского храма
Настенные киоты Центрального Придела Всехсвятского храма
Настенные киоты Центрального Придела Всехсвятского храма
Напольные киоты Богородичного придела Всехсвятского храма
Напольные киоты Богородичного придела Всехсвятского храма
Напольные киоты придела Иоанна Предтечи Всехсвятского храма
Напольные киоты придела Иоанна Предтечи Всехсвятского храма
Настенные киоты придела Иоанна Предтечи Всехсвятского храма
Настенные киоты придела Иоанна Предтечи Всехсвятского храма
Настенные киоты Собора Рождества Пресвятой Богородицы
Настенные киоты Собора Рождества Пресвятой Богородицы
Или используйте клавиатуру
< Яндекс.Метрика