А началось всё с заказа на изготовление уникальных кокошников из латуни для арт-объекта «Матрёшки» в Москве. Прежде чем дать согласие на участие в проекте, исследовательская группа под руководством начальника производства Анны Осокиной, сделала обзор рынка оборудования по металлообработке, и запустив в работу пробные изделия, остановилась на выборе станков ЧПУ, предназначенных для обработки камня. Именно в тот момент мы заложили маленький кирпичик в дело будущего производства изделий из камня, в первую очередь, иконостасов.
Анатолий Влезько, один из основателей Мастерской:
- На протяжении нескольких лет мы сотрудничаем с о. Константином Осацким, настоятелем храма Святой Живоначальной Троицы в Астрахани. В двенадцатипрестольном храме все иконостасы будут деревянными, за исключением одного. Когда о. Константин озвучил пожелание сделать иконостас для придела, посвященного Лазарю Четверодневному, из камня, мы предложили осуществить проект своими силами. Батюшка – экспериментатор, и, не задумываясь, принял наше предложение.
Анна Осокина, начальник производства:
- Под данный проект закупили натуральный камень – ракушечник. Перед запуском в производство попробовали его в деле, отработали технологию. Камень податливый, скорость обработки и качество – не уступает дереву. Подобрали режущий инструмент – фрезу по дереву, посмотрели её эксплуатацию в течение недели. Преимущество такой фрезы состоит в том, что мы можем добиться такой тонкости и чистоты обработки по камню, какую бы не смогли бы получить при применении фрезы по камню.
Анатолий Влезько:
- За 25 лет было немало проектов, реализуя которые мы создавали деревянные иконостасы в технике имитации под камень. Сейчас, освоив новую технологию, мы с уверенностью сможем принять заказы на изготовление иконостасов из натурального камня. Наши возможности расширяются, и это не может не радовать!
Наталья Влезько, главный художник:
- По задумке о. Константина иконостас по цвету и фактуре материала должен напоминать гробницу, в которой Лазарь провёл 4 дня, прежде чем Господь его воскресил. Поэтому неудивительно, что было принято решение выполнить иконостас из камня.
Анна Осокина:
- Иконостас будет комбинированный. Центральные иконы, царские врата, дьяконские двери будут изготовлены из термообработанного дерева.
Мария Широкова, иконописец:
- Праздничные иконы будут выполнены в камне, центральные иконы – в живописи. Пишем их в монохромной технике на черном фоне с применением клееного золота, имитируя гравировку. Мы предполагаем, что эта техника будет хорошо гармонировать со светлым камнем.
Изображения будут обращены к прихожанину, вовлекая его в евангельскую историю воскрешения Лазаря, создавая эффект присутствия молящихся в этот момент.
В приделе будут проходить отпевания, панихиды, потому тематика икон связана с поминанием душ усопших.
Ирина Яровицына, архитектор:
- По задумке в иконостасе будет минимальное применение орнаментов, при этом каждый из них будет нести колоссальную смысловую нагрузку.
Анна Осокина:
- На данном этапе вырезаны колонны, панели местного ряда, сейчас режем рамки. Камень выбирали исходя из предпочтений заказчика по цвету и структуре – теплый бежевый ракушечник со средней фракцией.
Отдельно стоит сказать про праздничный ряд рельефных икон из камня. Изготовление таких икон проходит несколько этапов: эскизирование, создание объемной модели в пластилине, сканирование и изготовление на ЧПУ-станках.
Анатолий Влезько:
- Исторически так сложилось, что изначально иконостасы были каменными. Это природный материал, долговечный, прочный, не деформируется, не боится влаги, не требует особого ухода. Идеальный вариант для крестильных храмов, неотапливаемых помещений с черновой отделкой.
Наталья Влезько:
- Иконостасы из камня – это красиво, необычно. Камень можно применять полностью или в сочетании с другими материалами в храме практически любого архитектурного стиля.
А как насчет цены?
Анатолий Влезько:
- Всё относительно. Если говорить о текущем проекте, то иконостас из камня получится дешевле, чем если бы мы выполняли его из дерева.
Цена зависит от сложности формы, применения драгоценных материалов (эксклюзивных сложных цветов камня) и многих других факторов.
Мы обсуждаем разные варианты исполнения, в зависимости от пожеланий заказчика, финансовых возможностей, исходных данных (новый строящийся храм или реставрируемый).
А пока продолжаем работать над этим проектом, максимально исследуя новые возможности, которые у нас появились, благодаря запуску цеха камнеобработки.
Октябрь 20, 2021